В Генпрокуратуре РК предложили не брать под стражу за экономические преступления. О новом законопроекте заявил заместитель генерального прокурора Республики Казахстан Марат АХМЕТЖАНОВ во время заседания в Мажилисе.
В связи с этим возникают вопросы – что такое экономические преступления и кому это может быть выгодно?
Корреспондент редакции медиа-портала Caravan.kz поговорил с адвокатом Таиром НАЗХАНОВЫМ, дабы он разъяснил нам это поподробнее.
- В Уголовном кодексе есть отдельная глава, которая относится к уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности, - говорит г-н Назханов. - Это незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, монополистическая деятельность, незаконное использование кредита, неуплата налогов, незаконное использование товарного знака и так далее.
Также недавно появился новый вид состава преступления – легализация и отмывание денег или имущества, полученных незаконным путем. Или создание и руководство финансовой пирамидой.
При этом одни преступления встречаются очень часто, а другие достаточно редко. Допустим управление финансовой пирамидой – довольно не часто, а вот уклонение от уплаты налогов, наоборот, повсеместно.
- Как вы относитесь к тому, что в Генпрокуратуре РК предложили не брать под стражу за подобные преступления?
- Я абсолютно с этим согласен. Потому что это не правильно, когда предпринимателей с активной жизненной позицией заключают под стражу. Оплати налоги и работай дальше.
В моей практике был случай, когда я защищал предпринимателя, у которого было несколько компаний. В одной – 30 человек, в другой – 50, в третьей – 100. Его заключают под стражу по обвинению в экономическом преступлении. Он находился под стражей полтора года, дело возвращали 4 раза на дополнительное расследование. В итоге пока дело закрыли и весь бизнес разорился. Люди остались без работы, семьи нечем кормить.
Поэтому я считаю, что предпринимателей нельзя сажать в тюрьму, на свободе они могут принести гораздо больше пользы. В изоляции человек просто вышибается из жизни.
- Вы упоминали неуплату налогов. Скажите, не отпадет ли надобность в службе экономических расследований, которая занимается правонарушениями, связанными с налогами?
- Это абсолютно не так. Заключение под стражу только одна из мер пресечения, а их множество. Это и домашний арест, и залог, и подписка о невыезде и т.д. Органы досудебного расследования также будут продолжать выявлять эти уголовные правонарушения.
- Одним из доводов заместитель генпрокурора приводит тот факт, что эти преступления не опасны для жизни людей и за них не стоит сажать. Взяточничество относится к экономическому преступлению, ведь у нас в стране это довольно серьезное правонарушение?
- Взяточничество не относится к экономическим преступлениям. Это относится к коррупционным правонарушениям против государства. Данное преступление очень опасно для интересов общества, поэтому коррупционеров надо сажать.
- Кому может быть выгодно принятие данного законопроекта?
- Дело в том, что мера пресечения в Казахстане избирается только на стадии досудебного расследования. Если человека признают виновным, то он будет отправлен в места лишения свободы.
У нас в стране количество людей в тюрьмах, до недавнего времени, было одним из самых высоких в мире. Всех без разбора брали и сажали, а потом только разбирались виновен человек или нет. Если обвиняемого арестовывают, то он однозначно получит обвинительный приговор, а оправдать его практически невозможно.
Поэтому принятие этого законопроекта может быть выгодно действительно невиновным людям.