За деревьями не видеть леса, или Кто защитит наших детей

Специальные услуги

Очередное заседание Республиканского совета по защите прав детей (напомним, он был создан в феврале после трагедии в столице, унесшей жизни пяти девочек) началось с протокольной части: чиновники трех областей отчитались о промежуточных итогах проекта “Бақытты отбасы”.

Замакима Акмолинской области Айна МУСРАЛИМОВА сообщила, что специальные госуслуги для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в регионе оказывает 31 организация с охватом свыше 2,5 тысячи несовершеннолетних. На эти цели в текущем году предусмотрено 1,8 миллиарда тенге.

– Условия для детей с особыми образовательными потребностями созданы в 334 школах области и 47 детских садах. На дому обучаются 384 ребенка-инвалида школьного возраста и 424 – дошкольного. Работают 5 коррекционных школ-интернатов, где обучаются 749 детей, – рассказала она.

На организацию летнего отдыха и оздоровления выделено около 150 миллионов тенге, в том числе 70 – из местного бюджета, более 50 миллионов дали спонсоры. Для организации отдыха детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных семей дополнительно предусмотрено 22 миллиона тенге. Отдох­нут дети в 20 лагерях (13 государственных и 7 частных), два из которых введены в эксплуатацию в этом году. 4 детских оздоровительных центра работают в круглогодичном режиме. Всего летним отдыхом планируется охватить более 116 тысяч детей.

Жертвы насилия

В Акмолинской области действуют 4 кризисных центра для жертв бытового насилия. Временное убежище, психологическую, социальную, правовую помощь, в том числе связанную с документированием и профильным трудоустройством, АСП в 2018 году получили 115 жертв – 42 женщины и 73 ребенка.

– Из детских домов 78 детей переданы в семьи, ликвидированы 5 таких учреждений. На базе бывшего детского дома в Сандыктауском районе создан центр на 70 мест для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – сказала замакима области.

В рамках сотрудничества с ОФ “Bilim Foundation” в 2017 году Акмолинский регион присоединился к пилотной программе “Формирование здоровья и жизненных навыков, превенция суицида среди несовершеннолетних”.

– Программа внедрена во все организации образования. По итогам 2018 года показатель подросткового суицида снизился на 36 процентов. За пять месяцев текущего года – до одного случая (в аналогичном периоде 2018 года зарегистрировано 5 случаев). На реализацию программы по обучению педагогов, психологов и врачей из областного бюджета выделено свыше 9 миллионов тенге, – проинформировала Айна Мусралимова.

SOS!

Руководитель Ассоциации психологов Казахстана Гульзат АСАНОВА в свою очередь напомнила: в 2012 году республика находилась на 4-м месте по количеству суицидов в мире.

– В 2017 удалось снизить планку, и сейчас мы на 9-м месте. Но по статистике текущего года число суицидов имеет тенденцию к росту. В отличие от мировых показателей, по которым это явление считается проблемой больших городов, в Казахстане оно актуально в сельской местности. Поэтому в селах нужно развивать работу НПО, – подчеркнула психолог.

На 2015 год в стране был единственный проект по превенции суицидов, в котором эксперты зафиксировали спорные места, необходимость совершенствования методологии и подхода. “Мама, я не смогу с этим жить…”: ежедневно в Казахстане насилуют двоих детей

– Но такие проекты, безусловно, нужны. Предлагаем организовать независимый мониторинг и анализ реализации проекта в регионах. Цель – прозрачная промежуточная отчетность и аналитика результатов, разработка рекомендаций для межведомственной комиссии по работе в части превенции суицидов.

Также необходимо развивать и внедрять отечественный инструментарий диагностики психологических состояний детей. Он должен обеспечивать формирование психологического портрета несовершеннолетнего и в целом семьи, чтобы мы могли предотвратить самоубийство, повсеместно организовать социально-психологическую помощь, – сказала глава Ассоциации психологов Казахстана.

Эффект карусели

Между тем глава “Лиги женщин творческой инициативы” Асия ХАЙРУЛЛИНА констатировала: проекты по поддержке детей создают эффект карусели:

– Темы дублируются из одного проекта в другой, из года в год. Это становится какой-то навязчивой идеей. Я предлагаю открыть ресурс, на котором собрать весь накопленный НПО опыт: методический, практический. На местах это бы наладило коммуникации между НПО (это открытый вопрос), между НПО и госорганами.

Другие общественники и вовсе заявили, что совет по защите прав детей начал дублировать комитет по охране прав детей и надо переформатировать деятельность данного органа, сделав из него диалоговую площадку по изучению конкретного вопроса:

– Вот что мы сейчас обсуждаем? Всё и ничего! Также нужно создать единую интегрированную базу, где будут видны все потребности семьи.

Тушим пожар

Представитель ОФ “Bilim Foundation” Куандык МУХАМБЕТОВ рассказал, что проект по превенции суицидов реализуется в 5 регионах и выразил надежду на подключение остальных.

– Занимаясь профилактикой суицидов, мы тушим пожар – выявляем детей уже на стадии депрессии и попыток уйти из жизни. Если хотим защитить их права, в первую очередь надо заниматься формированием жизненных навыков. Если не подготовим их к взрослой жизни еще на школьной скамье, в будущем этот пожар придется тушить долго, – заявил Мухамбетов.

А глава ОФ “Не молчи” Дина СМАИЛОВА сказала следующее:

– Мы говорим о правах детей, но не говорим, как их защищать. За 3 месяца текущего года 77 девочек в Казахстане совершили попытку суицида. Кто-нибудь поговорил с этими 77 девочками? Посетил их? Спросил их и их родителей, как они пришли к этому?..

НУР-СУЛТАН