За что ветинспектор точил зуб на птицефабрику?

“Это неприемлемо для госслужащего”

Сегодня уже бывшего руководителя Костанайской областной территориальной инспекции комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Уразбека БАТЫРБЕКОВА обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем причинение ущерба в особо крупном размере. В марте на него завели уголовное дело по статье “Незаконное воспрепятствование предпринимательской деятельности”. А также как на госслужащего – дисциплинарное.

Ветинспектором занялись сразу 2 ведомства: прокуратура и Агентство антикоррупционной службы. Во время негласных следственных действий выявили нарушения Этического кодекса. И пока прокуроры раскручивали дело, Антикоррупционная служба провела совет по этике.

– 28 и 29 октября 2020 года Батырбеков отправился в оплаченную командировку в Аркалык, – рассказал на заседании совета по этике заместитель руководителя Антикоррупционной службы области Нуржан ШАЛОВ. – Однако почти 2 рабочих дня он отсутствовал на рабочем месте и поехал на охоту на озеро Шандыколь.

По словам Шалова, сотрудники акимата Аркалыка подтвердили, что почти не видели его на рабочем месте. А 18 ноября 2020 года в нерабочее время Батырбеков вместе с проверяющими из столицы отправился на служебном автомобиле сначала в ресторан “Глория”, потом в караоке-бар “Облака”, который не должен был работать в связи с карантином. Там он пробыл до начала первого часа ночи. После этого поехал в незаконно работающую баню, а проверяющих отправил на своем служебном автомобиле на железнодорожный вокзал.

Тогда, на совете по этике, Уразбек Батырбеков практически все обвинения отрицал, но и объяснения его были сумбурными и не совсем понятными.

– Касательно бани могу пояснить, что она принадлежит моему родственнику, это не общественная баня, я приехал туда после рабочего дня, – ответил инспектор. – На охоте я был в нерабочее время и без ружья. Ко мне приехал знакомый из Костаная и сказал: “Раз ты там находишься, свози меня на охоту”. Я сказал: “Без проблем”. Я братишке позвонил, на записи слышен наш разговор. Мы поехали на его частной машине. Это было с 7 до 8 утра. Да, я охотник, у меня есть все разрешения. И каждый охотник вам скажет, что охота на озере бывает только утром. Зачем бы я сидел на озере до обеда? Сам я в это время был в поселке Фурманово, в 25 километрах от Аркалыка. В поселке был карантин в связи с падежом птицы, которая гнила в траншеях.

По словам Уразбекова, ему нужно было срочно найти экскаватор, чтобы закопать пернатых, чем он и занимался. Работал на дистанционке, всю работу выполнил, есть фото, видео. В караоке-бар “Облака” он зашел, чтобы забрать три пакета с едой. В ресторан “Глория” он заезжал, чтобы забрать юридическую справку.

– Проверяющие из столицы хотели поужинать, но я сразу сказал, что заведения не работают, карантин, – пояснил инспектор. – Я предложил поужинать у меня, но они отказались.

Сначала члены совета заслушали записи, имеющиеся в деле, а после сделали свои выводы.

– На записях есть ваши слова: “С берега стреляй!”, “Всё равно утром не постреляешь!”, “До 3 часов были”, – озвучил цитаты член совета по этике Куаныш БЕКБАСОВ. – Получается, что вы принимали активное участие в охоте.

– Удаленная работа оформляется приказом, если его не было, как можно считать, что вы работали на удаленке? – обратилась к ветинспектору член совета по этике Динара УТЕБАЕВА. – Еще в ваших объяснениях слова: сват, брат, братишка... Слух режет, это недопустимо для госслужащего.

Для того чтобы понять, что же делал ветеринарный инспектор в с. Фурманово, члены совета заслушали по видеосвязи подчиненных Батырбекова из Аркалыка. Они сообщили, что экскаватор нашли задолго до его приезда. А когда он приехал в Фурманово, карантин уже сняли, поэтому необходимости в его действиях не было.

– Они палец о палец не ударили! – отреагировал на заявления специалистов Уразбек Батырбеков. – Я один всё делал! В отношении сотрудников даже проводил служебную проверку из-за падежа птицы на Аркалыкской птицефабрике. Некоторых в должности понизил. Они сейчас всё что угодно скажут!

Конечно, от должности Батырбекова освободили. Нарушения оказались очень серьезными, не спасла его и хорошая характеристика. Он 35 лет проработал в ветеринарии, из них 24 года занимал руководящие должности.

“Виновным себя не считаю”

Первое судебное заседание, прошедшее 24 мая в суде № 2 Костаная по уголовному делу в отношении Батырбекова, приоткрыло завесу событий, происходивших вокруг птицефабрики. По материалам, собранным прокуратурой, Батырбеков давал поручения делать незаконные справки и акты, чтобы не показывать точное количество умерших кур на птицефабрике ТОО “Агроинтерптица” в Аркалыке. Из-за этого предприятие не смогло получить денежную компенсацию из республиканского бюджета в полной мере.

– Падеж птицы на аркалыкской птицефабрике начался 18 сентября 2020 года в незначительных количествах, – зачитал обвинительное заключение прокурор Еркин КУРМАНАЛИНОВ. – 20 сентября падеж увеличился до 268 тысяч голов, об этом сразу сообщили в акимат Аркалыка. Тогда комиссия во главе с главным инспектором Аркалыка Ерланом Канапиным решила отобрать образцы для лабораторных исследований, выяснить причину. 25 сентября, после экспертизы, стало ясно, что куры заражены высокопатогенным гриппом. Зараженные птицы и их яйца в этом случае нужно было сжечь.

По словам прокурора, 27 сентября специальная комиссия, в которую вошел и Батырбеков, составила акты на изъятие и уничтожение зараженных птиц и яиц. И по Закону “О ветеринарии” была положена компенсация. Но 28 сентября состав комиссии был изменен, и Батырбеков принял все меры, чтобы помешать Канапину в дальнейшем составлении актов.

– Зная всю цепочку и систему предоставления документов и начисления выплат, Батырбеков, используя свое служебное положение и задавшись преступным умыслом на причинение вреда птицефабрике, совершил обход территории предприятия, – отметил прокурор. – После чего организовал составление непредусмотренного акта о том, что большинство птицы пало не от птичьего гриппа, а от асфиксии. Этой справкой ввел в заблуждение республиканскую комиссию, которая отказала ТОО “Агроинтерптица” в компенсации. Ситуация с птичьим гриппом в Костанайской области обрастает новыми подробностями

Как заявил прокурор, главный инспектор незаконно запретил Канапину составлять акты и выносить постановление об изъятии птицы. Таким образом, птицефабрика не могла получить компенсацию. Этот факт стал поводом для длительных разбирательств между “Агроинтерптицей” и комитетом ветконтроля. Но в ситуации разобрались и от главы комитета дали поручение Канапину составлять документы для выплат.

Как отметил гособвинитель, Батырбеков не прекратил своих действий и принял решение отказать в составлении постановлений об изъятии оставшихся 69 545 птиц и 2 064 517 яиц, подлежащих уничтожению.

Поэтому 6 октября Батырбеков сделал справку о том, что на территории птицефабрики имеется “куча биологической массы”, в которой подсчитать количество павших кур невозможно.

С содержанием этого документа не ознакомил руководство предприятия и отправил справку в комитет, чтобы скрыть реальную ситуацию на птицефабрике.

– Осознавая всю опасность птичьего гриппа, 19 октября Канапин нарушил приказ начальника и произвел изъятие кур и яиц, – продолжил прокурор. – Составил акты и направил их в комитет. Но 28 октября Батырбеков выехал в Аркалык и дал указание старый акт уничтожить и сделать новый.

Но на этом дело не остановилось: в феврале 2021 года руководству птицефабрики удалось доказать в суде общее количество павших птиц и претендовать на компенсацию. Продолжились гонения Ерлана Канапина. За неподчинение он получил дисциплинарное взыскание и был понижен в должности. Но в марте суд отменил приказ Батырбекова и восстановил его в должности.

По мнению прокуратуры, птицефабрика недополучила компенсацию за падеж птицы и уничтожение яйца на сумму более 155 миллионов тенге.

А Батырбеков злоупотребил должностными полномочиями ради выгоды для себя и умышленно причинил ущерб птицефабрике, повлекший тяжелые последствия.

– Вы квалифицировали дело по определенной уголовной статье, – обратилась к прокурору судья Ольга КУЗНЕЦОВА. – Про нанесение вреда птицефабрике понятно, но в чем выразилась “выгода для себя”? Из вашего обвинения это непонятно. Конкретизируйте, пожалуйста, этот момент к следующему судебному заседанию.

– Вину полностью не признаю, но показания давать буду, – ответил на вопрос судьи Уразбек Батырбеков.

Допрос бывшего ветинспектора судья назначила на 3 июня. Как он объяснит свои действия, “КАРАВАН” расскажет в ближайших номерах.

КОСТАНАЙ