Как-то в турпоездке в Турции, сидя за одним столом с управляющим директором крупного турецкого аэропорта, оказалась в ситуации, когда гостеприимные хозяева попросили нас, журналистов, исполнить что-нибудь на казахском. Не обладая голосом, я решила призвать на помощь вездесущий youtube и извлечь из него звуки родного мне с детства “Камажая”. С минуту турок зачарованно следил за движениями маленьких девочек, танцующих магический казахский танец, а потом спросил: “Почему мы о нем ничего не знаем?”. Тут пришла очередь удивляться мне: “Неужели никто из многочисленных артистов, посещающих с культурными визитами братскую Турцию, не показал вам исконно казахский танец или хотя бы не воспроизвел его на музыкальных инструментах?”.
Впрочем, знаменитый казахский народный танец и песня “Камажай” сами пробивают себе дорогу в мир. Выяснилось, например, что в 2014 году песню “Камажай” исполнил известный в Турции Сюмер Изгю. А недавно познакомилась с нашим соотечественником – музыкантом Таиром Азизовым, живущим в Бельгии. В 90-е годы он организовал клуб “Спорт” в Алматы, продюсировал группу “Овощи-фрукты”. В Бельгии Таир не перестает заниматься музыкой и активно общается с местными музыкантами, на прошлое Рождество выпустил CD-сингл The Star LIght Angels know it’s true... В его создании приняли участие музыканты из разных стран и континентов, средства от продажи CD идут в Фонд борьбы с раком.
– Я играю на бас-гитаре, учусь в консерватории на джазовом отделении, – рассказывает Таир. – Однажды меня познакомили с бас-гитаристом Бо Ваттерсхотом. Он, можно сказать, джазовая глыба. В свое время выиграл конкурс и поехал на учебу в Лос-Анджелес в колледж Стенли Кларка, одного из ведущих контрабасистов мира. Как-то мы разговорились, и он спросил у меня о музыке Казахстана. Надо сказать, иностранцам всегда интереснее наша самобытная музыка, нежели рок, джаз – в этом они сами поднаторели очень сильно. Сейчас Бо работает в составе группы в стиле селтик-рок, которую возглавляет Жюльен Жаффрес. Это поджанр фолк-рока, включающий мелодии и инструменты кельтской музыки в контекст рок-музыки. Когда я им предложил послушать “Камажай” как наиболее подходящее к их стилю исполнение произведение, они очень обрадовались и загорелись идеей сыграть его. Музыканты на Западе очень серьезно относятся к авторским правам, поэтому я написал письмо в Министерство культуры Казахстана, мне ответили, что это действительно народная песня. И теперь в их исполнении “Камажай” вошел в компакт-диск 2015 года.
Хочу сказать, что группа Жюльена Жаффреса часто ездит во Францию, где их считают почти французской группой. И когда они там сыграли “Камажай”, зрители приняли эту композицию на ура и даже были уверены, что это французский фольклор. Они исполняют ее в селтик-стил на волынках, сделав своеобразную роковую аранжировку. Сейчас срочно ищем певицу, чтобы записать “ Камажай” именно как песню. Так что, как говорят французы, “шерше ля фам!”.
Мы связались по Интернету через Таира Азизова с Бо и его коллегами и задали им несколько вопросов.
– Почему вы решили включить мелодию “Камажай” в свой репертуар?
Жюльен Жаффреc: Когда впервые ее услышал, быстро сообразил, что эта композиция круто зазвучит в аранжировке “селтик” и вместе со скрипкой.
– Можно сказать, что музыканты сейчас черпают вдохновение в фольклорной музыке?
Бо Ваттерсхот: Сегодня музыка свободна во всем мире. Благодаря Интернету, мы имеем шанс открывать для себя прекраснейшие музыкальные произведения других стран.
– Что вы знаете о Казахстане?
Жюльен Жаффреc: Впервые услышал о Казахстане благодаря велосипедистам, я большой фанат велоспорта. Казахская команда тогда выиграла “Тур де Франс”. Сейчас знаю, что Казахстан – современная страна, я не был в ней, но через “Гугл” увидел Астану и узнал, что Казахстан имеет большую историю и древние традиции…
– Как реагирует европейская публика на “Камажай”?
Реми Польфлиет: “Камажай”, безусловно, сильная мелодия. Публика быстро ее схватывает. Нам доставляет удовольствие ее исполнять. Когда мы объявляем, что это казахская народная музыка, французы удивляются – настолько эта мелодия вписывается в их сознание и душу.