За что дипломаты любят Астану?

Одна из целей развития, которую определило для Астаны руководство страны, – это площадка для международного диалога. Столице всего двадцать лет, а международные встречи проходят здесь и того меньше, но тем не менее, по мнению дипломатов, Астану уже можно поставить в один ряд с Нью-Йорком и Женевой. На неделе в Назарбаев Центре прошла международная научно-практическая конференция “Астана – город мира”, посвященная 20-летию столицы Казахстана. Мероприятие организовано Библиотекой Елбасы совместно с министерством иностранных дел и Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы.

– После распада Советского Союза Казахстан вступил в Организацию исламского сотрудничества. Хочу отметить, что рассудительная политика Казахстана позволила нам определить общие цели и принять программу по модернизации деятельности организации. В 2005 году на саммите была разработана специальная программа, которая позволила обновить позиции и стандарты ОИС. Это был момент, когда мы продемонстрировали наше общее видение. 

В 2011 году в Астане была проведена ежегодная министерская встреча ОИС, на которой было изменено название организации – Конференция исламского сотрудничества была переименована в Организацию исламского сотрудничества.

Было решено создать независимое учреждение по правам человека. Кроме того, было достигнуто соглашение о сотрудничестве ОИС со странами Центральной Азии по вопросам экономического взаимодействия, – вспоминает становление Астаны как центра политического диалога бывший генеральный секретарь ОИС Экмелледин ИХСАНОГЛУ.

Не меньший успех имел саммит ОБСЕ:

– Когда Казахстан стал председателем ОБСЕ в 2010 году, мы находились в достаточно сложной ситуации. Это касается и данной организации, и безопасности в Европе в целом. Были жаркие споры в отношении толкования норм и обязательств в отношении человеческого измерения. У нас уже были реформы 2005–2006 годов, которые не принесли больших результатов, декларация по Косово, военный конфликт в Грузии…

Стать председателем ОБСЕ в той ситуации не сулило никаких успехов, но у Казахстана было понимание необходимости внести свой вклад, обновить дискуссии.

Работа республики и успешное модерирование, принятие Астанинской декларации – все это показало, что может быть сделано, если страна берет на себя роль лидера, – говорит заместитель руководителя Центра исследований ОБСЕ Франк ЭВЕРС.

Только за последние десять лет в столице Казахстана прошли саммиты СВМДА, ШОС, ОБСЕ. Сейчас у мировой общественности на устах Астанинский процесс по Сирии. Преимущественно заслугой нашего форин-офиса международные дипломаты считают создание зон деэскалации в аэропортах Сирии.

И, по словам тех, кто “делает” большую политику за столом переговоров, каждая международная встреча – это доказательство воли и дальновидности политического истеблишмента Казахстана.

– Отрадно сознавать, что в евразийском контексте все рельефнее прорисовывается казахстанско-китайско-российский остов континентальной системы экономического взаимодействия. Этот отрезок Шелкового пути, представленный тремя субъектами международной жизни, является не просто самым длинным участком. Астана играет роль крупнейшего на евразийском пространстве центра, на который ориентируются многие столицы мира, – отметил экс-генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Муратбек ИМАНАЛИЕВ.

Подводя итоги конференции, гости выразили уверенность, что Астана уже заслужила звание площадки для миротворческих встреч, но в перспективе может стать одним из центров мировой политики и дипломатии.

АСТАНА