Сколько можно лгать?
Наверное, это одна из характерных болезней прошлых лет. Она дает знать себя и по сей день. Помните? У нас в стране не было секса. Еще у нас не было двоечников. В Германии они были, а в Союзе - нет. Вот и дети-инвалиды еще в те самые времена попали в категорию "отсутствующих". Их не было, потому что они позорили страну! В жизни ими мало кто интересовался, а на бумаге все выглядело чинно и благопристойно, их ведь не было. Может быть, поэтому мы сегодня имеем такую чудовищную нелепицу в данных по детям-инвалидам. Реальное количество детей, имеющих специальные образовательные потребности, нуждающихся в психопедагогической коррекции, социальной адаптации, смежных и вспомогательных услугах в 13 раз расходится с официальной статистикой учреждений здравоохранения и образования.
По данным центра САТР (Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами развития) в системе здравоохранения зарегистрировано 21 процент детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, а в системе образования - лишь 0,1 процента. В то же время в специальных классах общеобразовательных школ числятся 45717 учеников, в коррекционных учреждениях (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью) - 18012 детей. Учатся на дому - 1422 ребенка. Не охвачены никаким обучением - 11658 детей. В спецшколах, интернатах обучаются 17, 5 тысяч детей. Но нуждаются в специальном обучении гораздо больше - 80 тысяч.
Инклюзив! Звучит, но не работает
Два года назад в Алматы прошла международная конференция по вопросам образования и социальной адаптации детей с особыми нуждами. Тогда же конференция приняла резолюцию, в которой черным по белому было написано о необходимости включения больных детей-инвалидов в общеобразовательный процесс массовых школ путем создания так называемых "классов выравнивания" или спецклассов для детей с задержкой психического развития. Однако следом за резолюцией социологические службы вынуждены были поставить общество перед фактом о том, что инклюзив не принимается родителями здоровых детей. Очень многие папы и мамы не желали, чтобы их здоровые дети обучались в одном классе с больными детьми. Не верили в инклюзивное образование и педагоги спецшкол. Сомневались и сами директора. Поэтому у резолюции появилась поправка, которая гласила: обществу необходима смена парадигмы сознания. Усилия общества в ближайшее время должны быть направлены на психологическую подготовку людей к положительному восприятию образования для всех.
За чертой невозможного
И все-таки инклюзивное образование у нас в стране есть. На базе центра "Кенес" - единственного в Казахстане вот уже два года действуют группы интеграции, в которых как раз реализуется гуманная идея смешения здоровых детей с больными, их взаимообучение. Правда, поначалу из этого тоже ничего не получалось. Как вспоминает директор центра Майра Сулеева, против новации выступали родители нормальных детей. Страшно напуганные, они не желали, чтобы их дети видели рядом с собой горе и боль. Но, со временем, когда они поняли, как многое могут дети дать друг другу в плане развития нравственности и истинной человеческой морали, человеколюбия, в группы стали записываться все больше и больше здоровых детей. Вот уже два года такие группы работают. У них есть будущее. И это чуть ли не единственный выход для детей с особыми нуждами включиться в реальную жизнь.
На базе центра это оказалось оправданным и целесообразным. Отдать таких детей в массовую школу, наверное, было бы сложнее, хотя бы потому, что массовые школы не готовы к принятию таких детей. Представьте себе в общеобразовательном классе среди здоровых детей 2-3 больных. Им для обучения нужна определенная среда, специальные условия. В спецусловия входит наличие в школе дефектолога, психолога, логопеда, специалиста по движению. Все эти специалисты стоят денег, которых у учебных заведений, конечно же, нет. То есть инклюзивное образование - затратное дело и непростое. Однако не безнадежное.
Те дети, которые в течение нескольких лет посещают центр "Кенес", а он работает по принципу дневного стационара, доказали врачам и своим родителям, что они в состоянии не быть обузой обществу. С каждым ребенком в центре занимаются по индивидуальной программе. Дети, в зависимости от своих проблем, разделены на шесть групп. Но все они в первую очередь поучают элементарные навыки самообслуживания. Они моют посуду, убирают кровати, подтирают полы, накрывают на стол, даже иногда сами готовят пищу. Дети обслуживают себя! Кроме того, дети осваивают посильные образовательные программы: они учатся писать, считать, читать. Хотя в карточке у каждого стоит заключение медиков: "необучаемый".
К сожалению, ввиду отсутствия мест в центре и очень скромного финансирования специалисты "Кенеса" вынуждены ограничивать количество детей, которых они могут взять к себе на реабилитацию. Сейчас таких деток в центре сто. Каждый день приходят родители, которые просят записать своих больных детей хотя бы в очередь на много лет вперед. Центр всех записывает, но дождутся ли своей очереди дети, не известно. Все-таки это - неправительственная организация. Выживать НПО трудно, особенно если речь идет о затратных механизмах помощи, а не о добывании денег. Родители детей, которые пользуются услугами центра, платят в месяц по пять тысяч тенге за каждого ребенка. Чисто символическая пата. Сейчас центр выживает за счет спонсоров. Но спонсорство не решает всех проблем детей с ограниченными возможностями и спецнуждами.
Ликбез для родителей и чиновников
Дело в том, что многие из детей, которые попали в центр абсолютно запущенными детьми, стали таковыми не только потому что у них от рождения были страшные диагнозы, но и потому, что родители не знали, как правильно им помочь. Не знали этого и врачи в стационарах по месту жительства. Поэтому центр "Кенес" вот уже несколько лет подряд проводит обучающие семинары для врачей и родителей.
Для пап и мам готовится специальная методическая литература, которая была накоплена в центре за десять лет работы.
Кроме того, люди, которые сегодня работают с необучаемыми детьми, осознали, что на базе НПО своими силами и возможностями нельзя по-настоящему помочь детям-инвалидам в масштабах республики. То есть каким-то детям везет, и они попадают на реабилитиацию в центры и фонды, а каким-то деткам - не везет, они сидят дома обреченные. Проблем у этих детей и их родителей было бы куда меньше, если бы в стране была единая государственная политика в отношении детей со спецнуждами.
С целью поднятия этой темы на государственном уровне в последних числах мая в этом году "Кенес" возил своих воспитанников в Астану на встречу с чиновниками от образования,
финансов, соцтруда и защиты. Дети с тяжелейшими умственными и физическими заболеваниями демонстрировали свои способности и умения, а главное свое социальное поведение в обществе. Чиновники были потрясены. Такого им еще не приходилось видеть. Однако всем НПО, кто сегодня работает с детьми со спецнуждами хотелось бы, чтобы люди, наделенные властью в стране, не только удивлялись и рукоплескали этим детям, но и по настоящему позаботились о них.
Забота почти что рядом
Корайганов Аргынгазы Токтабаевич, советник Министра РК председателя Национальной комиссии по делами семьи и женщин при Президенте РК: "В парламенте в настоящее время готовится целый пакет документов, которые будут обеспечивать защиту прав детей. Обсуждается законопроект "О правах ребенка", "О медицинской и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями". Разрабатывается государственная программа "О нравственно-половом воспитании" и государственная программа "Дети Казахстана".