За чей счет льготы?

Дело в том, что транспортным законодательством оговорены условия проезда детей в общественном транспорте. Льготный проезд остальных категорий граждан и вовсе нигде не прописан. Закон оговаривает лишь возможность предоставления дотаций из местных бюджетов на оказание и этой услуги. Однако в последние годы в Семее услуги по бесплатному или льготному проезду для детей, стариков и инвалидов полностью переложили на самих перевозчиков. Получается, что частники выполняют государственные обязательства.

– Практически каждый четвертый пассажир сегодня ездит в общественном транспорте либо бесплатно, либо со скидкой, – заявил юрист трех крупнейших автопарков Семея – ТОО "Азия Combi", ТОО "Man и Г", ТОО "Семавтопарк" – Николай ЧНЕГОВ. – Льготами пользуются 43 тысячи детей до 15 лет, 27 тысяч пенсионеров старше 70 лет и около 5 тысяч инвалидов по зрению, многодетных матерей и других категорий. И если до 2009 года перевозчикам по остаточному принципу выделяли какие-то суммы за льготный провоз школьников в возрасте до 15 лет, то уже четыре года по этому

вопросу полная тишина, хотя, по самым заниженным расчетам, на эти цели в совершенно законном порядке необходимо ежегодно выделять не менее 70 миллионов тенге. Бюджетная классификация не изменилась, но все отделы акимата и маслихат напрочь игнорируют решение этого вопроса. Вряд ли в сфере производственных, торговых, финансовых и иных отношений есть хотя бы одна отрасль экономики, которая охватывала бы абсолютно не компенсируемыми никем льготами более 25 процентов населения.

На семейских предприятиях общественного транспорта подсчитали: для того чтобы компенсировать затраты на льготный проезд, необходимо не менее 70 миллионов тенге в год.

– Эта сумма подсчитана из расчета, что каждый льготник будет пользоваться проездом один-два раза в месяц, – подчеркнул Н. Чнегов. – На эти деньги можно было бы приобрести несколько новых автобусов. Нас же пытаются обвинить чуть ли не в алчности. Но когда мы заправляемся бензином, нам никто не продает, скажем, 100 тонн по полной цене, а 30 – вполовину дешевле, потому что на этом топливе будут перевозить льготников. Конечно, цены на бензин держатся в пределах определенной стоимости. Но для нас и небольшие колебания цены на 3–4 тенге заметны: предприятия-перевозчики тратят в сутки от 7 до 16 тонн бензина, даже самое небольшое повышение цены на топливо выливается в большую сумму.

Не надеясь на местные власти, перевозчики убеждены, что единственный выход из ситуации – поднятие стоимости проезда с нынешних 50 до 60 тенге.

– Действующий в настоящее время тариф введен с 1 января 2011 года, то есть остается неизменным уже два года, – пояснил Николай Владимирович. – Только самим перевозчикам известно, чего стоило добиться повышения цены проезда до 50 тенге, доказывая почти в течение всего 2010 года на всех уровнях исполнительной и законодательной власти очевидные вещи: при росте цен на составляющие себестоимости невозможно не менять итог, то есть не увеличивать саму стоимость. Ситуация практически один в один повторяется и в 2012 году. Беспристрастная статистика свидетельствует о том, что идет повсеместный рост цен почти на все виды товаров и услуг. Постоянно растут цены на продукты, коммунальные услуги, то есть всё то, чем пользуются все горожане, в том числе и работники автотранспортных предприятий, которым тоже нужна определенная компенсация для того, чтобы эти повышения цен не понизили их жизненный уровень.

Единственный источник этого – адекватное повышение стоимости проезда, убеждены перевозчики.

Семей