За чей счет газуем?

Не радуйся чиновничьей щедрости раньше времени

Ура, дождались! После долгих разговоров и сложного строительства газ по новенькой магистрали “Сарыарка” пришел в столицу.

И уже даже утверждена цена на голубое топливо. Решением комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК столичные потребители будут платить астанинскому филиалу АО “КазТрансГаз Аймак” 34,6 тенге за кубометр с учетом НДС. В середине сентября акимат Нур-Султана прогнозировал, что цена для населения составит не менее 45 тенге за кубометр. То есть, как минимум, на 10 тенге выше, чем получилось в итоге.

Тут вроде бы надо порадоваться неожиданной экономии, однако есть целая куча но, которые, скорее всего, вылезут чуть позже.

Во-первых, как пояснил председатель комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Асан ДАРБАЕВ, эта цена утверждена на год. И, как нам кажется, через год она просто не может не вырасти. Ведь, по словам всё того же Дарбаева, порядка 80 процентов стоимости от установленной цены составляет оптовая цена товарного газа. И тариф утвержден в упрощенном порядке, а в следующем году антимонопольный комитет будет устанавливать предельный тариф на последующие 5 лет. И в тот тариф войдут уже остальные затраты поставщика. Причем не только грядущие, но и накопившиеся за те 12 месяцев, которые существовал упрощенный тариф. Иными словами, неслыханная щедрость чиновников в этом году может обернуться для астанчан просто космическими тратами.

Ведь осенний прогнозный тариф в 45 тенге за кубометр был взят не с потолка. Только при такой цене с большой натяжкой, но возможно содержать газопровод “Сарыарка” и газовую инфраструктуру. И об этом газовики сообщали правительству неоднократно, предоставляя заключения специалистов.

Ключевое выражение тут: “с большой натяжкой”, ведь сейчас отрасль в буквальном смысле выживает.

Официально Казахстан входит в число стран с самыми низкими тарифами на голубое топливо. Но какой ценой?

Тарифы на внутреннем рынке строго регулируются, и министерство энергетики РК неоднократно сообщало, что национальный газовый оператор АО “КазТрансГаз” ежегодно направляет огромные денежные средства для сдерживания стоимости голубого топлива на внутреннем рынке: за последние 5 лет эти убытки превысили сумму в 300 миллиардов тенге. При этом доходы газовиков состоят преимущественно из экспортных цен и тарифов на транзит газа. И это – во-вторых.

Никогда такого не было, и вот – опять…

За последние 10 лет потребление газа на внутреннем рынке выросло на 80 процентов, а впереди еще подключение центральных и северных регионов.

По прогнозным оценкам, уже к 2025 году потребление будет на уровне 19–20 миллиардов м3 в год, в том числе за счет новых проектов: ОХК, перевод на газ Алматинской ТЭЦ-2, Еврохим и газификация центрального и северных регионов, Нур-Султана. А вот производство товарного газа за этот же период выросло всего лишь на 34 процента – до 33,1 миллиарда кубометров.

То есть тот газ, который раньше отправляли за валюту на экспорт, приходится оставлять в стране.

Само по себе это неплохо, но с каждым годом всё острее будет вставать вопрос о том, где брать деньги на покрытие убытков внутреннего рынка (ежегодно 60–70 миллиардов тенге), на строительство новых газораспределительных сетей и ремонт уже построенных.

Более того, может даже возникнуть проблема с поставками нужного количества газа. Ведь в Казахстане, в отличие, к примеру, от России, газовых месторождений не очень много, в основном мы добываем попутный газ на нефтяных месторождениях. И из-за низких цен, которые регулируются на государственном уровне, недропользователям продавать его просто невыгодно. Это приводит к тому, что более 40 процентов попутно добываемого природного газа либо закачивается обратно в пласты для поддержания давления при добыче нефти, либо сжигается на факелах.

Экспортные цены были для недропользователей приемлемы. А согласятся ли они, частники, работать в убыток ради поддержки низких цен, а также газификации казахстанского севера – большой вопрос. 20 лет назад мы уже сталкивались с подобной проблемой. Потом к ней добавились износ газотранспортной инфраструктуры и устаревшие активы отрасли.

Восстанавливать газотранспортную инфраструктуру пришлось фактически заново, вкладывая в отрасль огромные деньги. И сейчас Казахстан рискует снова столкнуться с теми же самыми проблемами.

На ситуацию обращают внимание не только отечественные эксперты, но и зарубежные. Поэтому Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития неоднократно рекомендовали либерализовать газовый рынок в Казахстане. Иными словами – для дальнейшего развития нужно разрешить газовикам поднять внутренние цены, хотя бы до безубыточного уровня!

Понятное дело, что боязнь последствий для инфляции, боязнь социальной напряженности среди населения вынуждают государственные органы вести политику по искусственному занижению цен. Но, если Казахстан намерен и в дальнейшем обеспечивать бесперебойное надежное газоснабжение потребителей, для стабилизации, модернизации и развития газовой отрасли Казахстана необходимо реформирование тарифной политики и ценообразования на внутреннем рынке республики.

Александр САФРОНОВ, НУР-СУЛТАН