Кадыркулов регулярно вызывался в национальную сборную Казахстана, выступал в известных клубах страны – алматинском “Кайрате”, астанинском “Женисе”, карагандинском “Шахтере”, талдыкорганском “Жетысу”. Многие вообще недоумевают, как такой футболист, которого пригласил к себе в московский ЦСКА известный российский тренер Павел Садырин, вдруг оказался никому не нужен. Сам в случившемся винит систему, сложившуюся в казахстанском футболе.
– В 2007 году играл с “Жетысу” в Кокшетау, через пять минут после начала матча в колене почувствовал хруст, – вспоминает Асхат. – Словно в тумане прозвучал страшный диагноз врачей – разрыв крестообразной связки. Только на лечение уходит минимум полгода. До этого я уже получал такую же травму.
– “Жетысу” не стал оплачивать операцию?
– Я пытался поговорить с тогдашним президентом клуба (Евгений Нам. – Прим. ред.), но он сказал: у нас бюджетная команда, деньги на операции не предусмотрены. Фактически клуб оставил меня в беде одного, я спорить не стал – развернулся, собрал вещи, уехал домой. На лечение находил деньги сам.
– А в первый раз, когда получил травму, с тобой обошлись человечнее?
– То же самое. Я играл тогда в “Женисе”, в то время президентом клуба был Григорий Лория. Он ни тиына мне не выделил на операцию. Кинуть футболиста в Казахстане – обычное дело. Сегодня ты здоров – нужен клубу, завтра получил травму – вон на улицу.
– Как нашли деньги на операцию?
– Я хотел играть дальше – срочно продал машину и поехал лечиться в Москву. Перед операцией врачи не давали мне никаких гарантий… Я цеплялся за любой шанс до последнего – рассчитывал как можно скорее вернуться на поле. Но в Казахстане нет специальных учреждений для реабилитации – пришлось повесить бутсы на гвоздь.
– Тяжело ли далось решение о завершении игровой карьеры?
– Не то слово. Сначала была сильная депрессия, ведь кроме того, что играть в футбол, я ничего не умею. Очень переживали родители – отец видел, как каждый день я тренируюсь, но боли в колене не дают вернуться в футбол. Мама постоянно плакала. Жена говорила: хватит, не мучай себя. Но футбол – мое любимое дело, я занимался им с детства.
– Кем видел себя в дальнейшем?
– Хотел и хочу остаться в футболе – поэтому вижу себя тренером. Даже готов тренировать детишек. Но до сих пор не могу найти работу. К кому ни обратишься, все говорят: а что раньше не сказал? Подожди или приходи позже… Обидно, но сейчас профессионализм, опыт, желание работать – не главное. Многое решают связи, нужно прийти к агашке и попросить работу. Но почему в той же России есть преемственность поколений: там хорошие игроки заканчивают играть, они остаются работать на благо клуба – тот же Владислав Радимов в питерском “Зените”...
– Если не секрет, на что живешь?
– Хорошо, что в свое время успел купить квартиру, сдаю ее. Но без работы тяжело – психологически и материально.
Комментарий в тему
Юсуф Шадиев: “СВОИХ НЕ ЦЕНИМ”
Известный защитник алматинского “Кайрата” 70-х и 80-х годов Юсуф Шадиев в корне не согласен с тем, что зачастую функционеры приглашают на работу иностранных специалистов, тогда как своим практически не дают шансов:
– Как-то бывший футболист из России спросил, где я работаю. Я ответил, что безработный. Мы не нужны своему футболу – ни федерации, ни клубам…
Асхат Кадыркулов мне всегда нравился как футболист – неуступчивый, с харизмой. Жалко, что он не может устроиться на работу. Но не он один такой. У нас чиновники не хотят понять, что надо на свои кадры делать ставку, а не на чужие. Все вокруг радуются, что Альберто Контадор выиграл велогонку “Тур де Франс”. Он везде говорит: “Спасибо тебе, Испания!”. Даже флаг испанский на награждение взял. А мне лично в этот момент стало обидно, что он ни единого теплого слова не сказал в адрес Казахстана. А ведь ему платит команда “Астана”, которая содержится на деньги казахстанских налогоплательщиков.
Обращаюсь к чиновникам: вы дайте шанс тому же Асхату Кадыркулову! Никто не предлагал ему работу! Своих мы не ценим.