Настоящая. Экзотичный домик без углов и квадратных окон простоял в "горячей" точке города посреди зимы два с половиной месяца.
Прославился формой и содержанием. В нем проходили маленькие концерты, теплые встречи, серьезные семинары, громкие выставки. Восточный уклон чувствовался во всем. Казахстан таким способом презентовал россиянам свою идею культурного диалога.
А из нашего окна юрта белая видна
В этом году юрта трансформировалась в этноклуб, перекочевала на крышу московского торгового комплекса "Трамплин". Москвичи зовут импозантное заведение - "Юрта в шаге от неба", хорошо знают это местечко, а также организаторов межкультурного проекта. Парадокс. Из казахстанцев мало кто знает, кто и зачем привез в Белокаменную войлочный дом. Говорят, что это баловство и спектакль. О серьезной культурной программе - ни слова. Между тем, как выяснилось, в том, что посреди Москвы оказалась кочевая юрта, нет никакого лицедейства. Просто в наше время нашлись люди, которые свято верят в магию круга, исповедуют философию юрты и думают, что даже такие мелочи могут собрать в единый круг разных и непохожих людей, развить межэтническое понимание, способствовать единению.
В нашей стране в философию юрты верит Мурат Ауэзов, директор международного благотворительного фонда "Диалог культур - единый мир", под эгидой которого четыре года подряд на Иссык-Куле проходит фестиваль "Планетарное око".
Владимир Марусич - председатель оргкомитета фестиваля тоже убежденный сторонник юрточной идеи. Остальные миллионы казахстанцев относятся к жилищу кочевников как и положено относится невежде, не знающему ничегошеньки о корнях своих.
Тысячи не были в юрте ни разу. Рассуждают о юрте скептически, немного ханжески, как о переносном доме и уж совсем нигилистки рассматривают ее философию. Какая может быть у дома философия? Между тем идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, обладающая особой магией жизни - не легенда.
Международное воспитание юртой
Москвичи, которым удалось побывать "в шаге от неба", отзываются о юрте по-разному. Кто-то услышал в этом призыв к единению, кто-то решил, что в мир сошел с ума, а кто-то оказался еще более подкованным в культуре номадов, чем хозяева-азиаты.
Со слов Владимира Марусича, горожане, выхваченные из цейтнота жизни, оказавшись в юрте, единодушны были только в одном: юрта обладает какой-то магией.
Именно круглое строение с мягкими стенами замечательно формирует пространство, действует успокаивающе. Уже через 15 минут целительного воздействия круга, люди отрешаются от внешнего мира, уличный шум остается в другом измерении.
"Если быть точнее, в культурном пространстве, - добавляет от себя Марусич и объясняет, - в юрте, установленной в Москве, находится капсула мира с землей, собранной со священных мест. На следующий год такие юрты появятся в Подмосковье, Праге, Казани. Сейчас готовится к отправке юрта в Ауровиль, в Индию. Нашлись люди, которым пришлась по душе идея цивилизованного диалога. Все юрты станут маленькими культурными площадками, где в небольшом кругу людей легче познавать новое, делиться сокровенным, слышать других и быть услышанным самому. Юрта - часть большого проекта "Диалог культур". Его организаторы уверены, что, побывав под куполом шанырка, почувствовав замкнутость круга, люди меняются: начинают по-другому думать, чувствовать и жить. При этом, влиятельной силой обладают и сам домик, и его наполнение. Это перфоманс - жизненное пространство.
Чем ближе, тем лучше
Владимир Марусич говорит, что в Москве - городе многонациональном, в последнее время наблюдается фобия чужого. Поэтому такие юрты можно расценивать как таблетки, как средство, которое избавляет людей мегаполисов от этих абсолютно необоснованных страхов.
И все-таки для большинства европейцев и россиян юрта была и остается пока больше сувениром, чем символом. Что об идее юрты знаем мы?
Марина Султанова, продюсер фильма "Ветра и течения", вошедшего в тройку лучших на фестивале ИМПУЛЬТ, прошедшего в этом году в Казахстане, собирается на следующий год снимать фильм про юрту, вернее про ее феномены. Говорит, что юрта сама по себе очень символична, просто современная цивилизация утратила понимание знаков, кодов и символов прошлого. И зря. Феномен юрты отражает философию кочевников, их жизненный уклад. Юрту можно понимать и как вечное напоминание о бесконечности и величии вселенной, и как призыв к пониманию между людьми. Юрта - это символ согласия и сплоченности. Символ служения. Особый вид жилища. Юрта - дом, в котором зарождалась кочевая культура. Она сделана из живых материалов шерсти, кожи и дерева, - она живая по своей сути, в то время как современные здания, построенные из бетона, цемента и металла символизируют омертвелость.
Владимир Марусич говорит, что все это они учитывали, когда задумывали проводить свой фестиваль "Планетарное око". Одним из условий культурного события стала юрта. В ней проходят общение и выступления участников. Гигантский шатер, площадью сто квадратных метров, изготовил на заказ киргизский мастер. И хотя такой дом может вместить очень ограниченное количество людей, организаторы уверены, что малогабаритность, как возможность сплотиться, сблизиться соответствует идее фестиваля. Невозможно общаться толпами, народами, планетами, не научившись слышать и понимать рядом стоящего. Фестиваль, юрточные проекты в других странах - экспериментальные площадки такого доверительного диалога. Культурные программы рассчитаны на маленькую аудиторию, камерную обстановку, на разговор без фальши и деклараций. Только так, в юрте, можно научиться жить во взаимодействии, понимать друг друга, ценить многообразие.
Спасательный круг
При этом никто из почитателей юрты не страдает сверхидеями и глобалистикой, люди не думают о том, что их проект может каким-то образом спасти мир! Никаких иллюзий. Лишь твердое убеждение, что жизнь без углов меняет сознание. Оно становится объемным, расширенным. Мы все уже давно дети углов и квадратов, но у нас есть шанс снова обрести гармонию круга.
И еще. Я нисколько не сомневаюсь в том, что у юрты есть особая сила. О ней знали наши предки и, конечно же, индейцы. Еще в прошлом веке они заметили: "Сейчас плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. В старое время мы были сильным и счастливым народом, вся наша сила проистекала из священного обода народа…все, что создается Силой Мира, создается круглым. Набравший силу ветер превращается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же религию, что и мы. Наши вигвамы были круглыми, как птичьи гнезда, но белый человек поселил нас в эти квадратные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем".