Юрта на экспорт

– Мы собрали большую белую 12-канатную юрту, ак уйы, – говорит мастер Алтай Канатбаев, – как и просил заказчик. Самую большую из тех, какие делали наши предки, – 10 метров в диаметре. Получилась очень красивая юрта. В таких раньше жили только богатые люди, баи. Все сделано вручную – от кошмы до деревянных деталей.

Семья Канатбаевых – казахи-оралманы из Узбекистана, из городка Учкудук. На историческую родину приехали в 2003 году. И привезли с собой свою самодельную юрту, белую 12-канатку.

– В Учкудуке все казахи очень дорожат национальными традициями, – говорит Алтай, – мастера в каждом ауле и округе. Я, мои сестры, можно сказать, выросли в мастерских. С детства видели, как женщина катают войлок, укладывают орнаменты, мужчины собирают традиционную мебель, сувениры. Для нас это не было экзотикой. Это была наша жизнь. И мы очень удивились, когда на исторической родине в Караганде нас стали называть мастерами!

Свою юрту Канатбаевы первый раз поставили в Караганде на городской площади на Наурыз. Ак уйы из Учкудука произвел настоящую сенсацию. В юрту Канатбаевых выстроилась целая очередь. Потом знатоки признали, что только эту юрту можно было назвать чисто казахской 12-канаткой, без монгольского и киргизского “налета”.

Эту юрту буквально выпросил у семьи карагандинский вуз. Канатбаевы подумали – деньги на обустройство не помешают. И согласились продать. Себе можно и другую сделать. И тогда же на семейном совете решили попробовать себя в малом народном бизнесе. Взяли кредит и открыли мастерскую национальных изделий.

Сегодня в мастерской работает вся семья – отец Габит, мама Бакира, старший сын Алтай с женой, обе дочери.

– Это хорошо, что в нашей семье много женщин, – шутит Алтай. – Испокон веков ведь казахские юрты были делом женских рук. Раньше даже ставили юрты женщины. Мама и сестры тоже все делают вручную – катают войлок и кошму, наносят орнамент, украшения. Мы с отцом выполняем саму сборку и массивные детали. Все делаем так, как столетиями делали наши предки.

Потому и ценятся изделия Канатбаевых. В год мастера делают 3–4 юрты. Не так уже часто бывают такие большие заказы. Цены договорные, самая простая шестиканатка (в казахской юрте сколько “стен” – кереге, столько и канатов, потому и называют юрты по числу канатов) – от 400 тысяч тенге. Ручной труд дорого стоит. Но мастерская никогда не простаивает. Канатбаевы делают национальные сувениры, мебель – казахские резные кебезе (сундучки) и асабал (шкафчики).

А однажды получили замечательный заказ из Астаны – полный набор доспехов батыра. Весь комплект выполнил Алтай – жилет из металлической сетки – сауыт, шлем – дулыга, щит, обтянутый кожей и подбитый войлоком. И, конечно, шокпар – деревянная булава. Комплект был замечательный красоты – тисненная кожа, мельхиор, живописный орнамент.

И вот этот заказ – юрта для бизнесмена из Хорватии. Заказчик попросил изготовить самый богатый, байский вариант. Говорил, что много путешествует по миру и из каждой страны привозит частицу народной культуры. Вот из Казахстана решил привезти юрту и установить ее в частном парке. Вопрос цены Алтай деликатно обошел стороной. Сказал лишь, что недешево обошелся хорвату сувенир из Караганды.

Татьяна Тен, Караганда