Тем временем юрист Сергей Сизинцев встал на защиту автовладельцев и разъяснил, почему в этой ситуации сначала нужно доказать их вину, а уже потом наказывать.
- К нам стали обращаться владельцы автомобилей с российскими номерами. Начали разбираться с ситуацией. Суть проблемы следующая. МВД направило в регионы письмо, согласно которому на территории Казахстана эксплуатируется более 210 тысяч автомобилей, зарегистрированных в России. По информации, полученной из ГИБДД РФ, более 88 тысяч из них не состоят на учете в России.
В связи с этим предлагается выявлять такие авто, привлекать водителей к административной ответственности в виде штрафа в 10 МРП по части 2 статьи 590 КоАП (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), а также пресекать факты управления путем водворения автомобиля на штрафстоянку, - напомнил суть проблемы юрист.
Однако в этой ситуации не все просто как со штрафами, так и со штрафстоянками, отмечает правозащитник и объясняет почему.
- В КоАП действует презумпция невиновности. Административное правонарушение – это деяние всегда виновное. Вина может быть умышленной или неосторожной и является необходимым элементом состава административного правонарушения. Для наличия вины необходимо, чтобы водитель знал или сознательно допускал, что эксплуатируемый им автомобиль снят с учета в России. "Костанай опустел" - казахстанцы снимают на видео дороги без машин с российскими номерами
В большинстве случаев снятие с учета автомобилей проводилось бывшими владельцами уже после вывоза их с территории РФ. Таким образом, если не будет доказано, что водитель знал о том, что эксплуатирует незарегистрированный автомобиль, то производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (подпункт 2) части 1 статьи 741 КоАП), - рассказывает Сергей Сизинцев.
Перечень случаев, когда полицейские вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств путем отправки их для временного хранения на специальные стоянки или площадки, установлен статьей 797 КоАП. "Мы даже болтики сами не производим": почему казахстанцы готовы покупать "проблемные" авто из России вместо отечественных
- В подпункте 1) части 1 этой статьи среди таких случаев статья 590 КоАП действительно имеется. Однако вопросам доставки на штрафные стоянки транспортных средств, принадлежащих иностранцам или иностранным юридическим лицам, посвящен не подпункт 1), а подпункт 2). А вот в нем ссылка на правонарушение, предусмотренное статьей 590 КоАП, не указана. Следовательно, возможность помещения на штрафстоянку автомобиля, зарегистрированного за иностранцем, не предусмотрена, - говорит юрист.
Поэтому в случае оформления протокола по статье 590 КоАП водитель вправе ссылаться на отсутствие у него информации о снятии авто с учета. А при попытке изъятия автомобиля – возражать по причине отсутствия такой процедуры в статье 797 КоАП.
- Это, конечно, не значит, что водитель вправе дальше эксплуатировать автомобиль, после того как узнает о том, что он не состоит на учете. Со стороны полиции правильным было бы не отбирать автомобили, создавая недовольство народа и условия для коррупции, а официально предупреждать водителей о возникшей проблеме и разъяснять пути ее законного решения. Данные всех 88 тысяч автовладельцев у них имеются, - резюмирует Сизинцев.
Тем временем в МВД Казахстана сообщили, что, по данным российских коллег, 606 автомобилей, ввезенных из РФ в РК, в самой России находятся в розыске.
- То есть это криминальные машины, которые проходят по преступлениям либо сами являются объектом преступления. Мы установили местонахождение более 200 транспортных средств, сведения об этом и о текущих владельцах передали инициаторам розыска для проведения процессуальных действий. Сами машины водворены на штрафстоянку, - рассказали в МВД РК.
Полицейские напомнили, что начали проверять весь транспорт, ввозимый в нашу страну с территории сопредельных государств, с августа, совместно с комитетом госдоходов и КНБ.
В рамках интеграционных процессов ЕАЭС в ближайшее время будет проведена интеграция баз данных МВД РФ и РК, что позволит в онлайн-режиме видеть регистрацию транспортного средства и принимать меры по недопуску к эксплуатации незарегистрированных автомобилей.