Юридический ликбез

Как открыть магазинчик, СТО, автомойку или другой бизнес на участке частного дома?

Сегодня многие открывают бизнес у себя на дому – удобно. Но так ли просто открыть дело в своем собственном огороде? Некоторые начинающие предприниматели считают, что могут делать на своей земле все что угодно и не обязательно ставить в известность уполномоченные органы. За забором можно организовать СТО или автомойку, и никто ничего не узнает. Юристы предупреждают: такой “подзаборный” бизнес долго не проживет, и предприниматель может столкнуться с большими проблемами. Как их избежать, рассказывает юрист Алла Имантаева.

– Чтобы открыть бизнес на участке дома, необходимо учесть несколько моментов. Во-первых, в соответствии с Земельным кодексом РК участок должен использоваться только в соответствии с его целевым назначением. Ранее вы проживали на участке, теперь вы будете его использовать под бизнес. Поэтому целевое назначение того участка, который вы выделяете под бизнес, придется изменить.

О том, как это сделать, мы уже писали (смотрите №4 за 25.01.08). После того как акимат вынесет постановление о выдаче нового акта на земельный участок, а центр обслуживания населения выдаст свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок, начинающему бизнесмену предстоит сделать второй шаг – взять разрешение на строительство.

– Архитектурно-планировочное задание готовится и выдается органом архитектуры и градостроительства в течение пяти рабочих дней, – говорит Алла Имантаева.

– Предприниматель пишет заявление и собирает пакет документов, полный список которых можно найти в департаменте архитектуры и градостроительства.

Лишь после этого предприниматель идет в ГАСК, чтобы получить разрешение на производство строительно-монтажных работ. И снова требуется толстая папка из 15 документов! Полный список необходимых документов можно найти в ГАСКе.

В течение месяца ГАСК обязан выдать разрешение или объяснить причину отказа. После того как объект для бизнеса будет построен, необходимо организовать прием в эксплуатацию объекта, который осуществляет государственная приемочная комиссия.

Но прежде всего, конечно, нужно сходить в налоговый комитет, где необходимо будет получить свидетельство индивидуального предпринимателя. Как это сделать, мы писали в рубрике “Практический совет” (№ 8 за 22.02.08).

Страховая выплата за 7 дней

Как получить страховую выплату по “автогражданке” в течение 7 рабочих дней?

В соответствии с законом страховая компания обязана осуществить выплату в течение 7 рабочих дней с момента предоставления последнего документа. Но существует много причин, по которым это может не произойти. С вопросом, как избежать задержки по страховой выплате, мы обратились к директору компании “АвтоАдвокат” Тимофею Белоконю:

– Для того чтобы вам действительно произвели выплату в установленные сроки, важно соблюдать определенные правила. Все взаимоотношения со страховой компанией необходимо оформлять письменно. Копии документов с пометками о дате их принятия обязательно оставьте у себя. Страховая компания должна выдать вам справку о приеме документов, как обязывает ее закон. Иначе нехватка документа станет поводом для задержки выплат.

По словам юристов, один из формальных признаков для отказа в страховой выплате – это обвинение потерпевшего в том, что он скрывал автомобиль от страховой компании и не дал ей возможность оценить ущерб. Чтобы этого не произошло, вам нужно обязательно написать и зарегистрировать заявление на осмотр, указав место нахождения автомобиля.

– Если страховая компания в течение 3 рабочих дней не осматривает ваш автомобиль, вы вправе обратиться к независимому эксперту, при этом страховая компания лишается права обжаловать эту оценку. После осмотра в течение 4 рабочих дней страховая компания должна выдать вам на руки акт осмотра. Срок считается с момента предоставления в страховую компанию документа, подтверждающего наступление страхового случая, – решения ГАИ или суда об установлении виновности, – говорит Тимофей Белоконь.

Начинать ремонт автомобиля можно только после того, как вам выдадут письменный акт с указанием точной суммы выплаты. Иначе вы рискуете не получить выплату за ту часть работ, которые сделаете за свой счет.Александра МЫСКИНА

* * *

Берегись автобуса!

Городские автобусы стали оружием массового поражения и источником повышенной опасности и для людей, и для машин. Но ответственности за это никто не несет!

12 января в 9 часов утра Михаил Мазур припарковал свою машину на обочине, а сам отправился в магазин за сигаретами. А когда спустя три минуты вышел на улицу, то обнаружил свою машину метрах в 100 от места абсолютно разбитую.

Очевидцы происшествия рассказали, что на его авто налетел… автобус, который не только протащил легковушку сотню метров, но и снес ею железный столб.

Водитель автобуса с места происшествия тут же сбежал. Прибывшие на место ДТП сотрудники управления дорожной полиции сообщили об аварии владельцу автобуса. Однако тот ответил, что передал автобус по доверенности водителю – обращайтесь, мол, к нему.

Обратились. Но водитель утверждал, что утром того дня его задержали инспекторы полиции и отвезли на экспертизу – он был пьян (?!). А в автобусе остался кондуктор, которого он едва знает...

Сейчас автобус – виновник ДТП, поставлен на штрафстоянку.

А пострадавшему владельцу авто сотрудники полиции сказали: пока не найден человек, управлявший автобусом, никакой речи о возмещении материального ущерба и быть не может.

Комментарий юристаЧлен Алматинской городской коллегии адвокатов Салимжан Мусин все же советует пострадавшему обратиться в суд. Но приготовиться к долгому разбирательству.

Ситуация сложилась спорная: согласно закону ответственность за ДТП лежит на собственнике транспортного средства. Однако доверенность, выданная хозяином автобуса водителю, автоматически превратила того в собственника. Доверять автобус малознакомому человеку он не имел права.

Виноватых нет

Автобус сбил алматинку Елену прямо на остановке. Водитель даже не вызвал “скорую помощь”. Пострадавшей женщине помогли случайные свидетели, они же вызвали врачей и полицейских. Елене пришлось почти два месяца лечиться после травмы.

Виновник происшествия – водитель автобуса – еще в течение месяца продолжал работать на том же маршруте как ни в чем не бывало. Руководство автопарка возмещать причиненный женщине вред не собирается.

– Через месяц после происшествия, когда меня выписали из больницы, пришла женщина, представилась сотрудницей автопарка и предложила “договориться”, – рассказала нам Елена. – Но больше я ее не видела. Никто даже не поинтересовался состоянием моего здоровья.

Елена намерена обратиться в суд с иском о возмещении морального и материального вреда. Но мало верит в успех, как правило, с водителя автобуса много не возьмешь, а руководство автопарка в таких ситуациях быстро увольняет нерадивого сотрудника – и вроде виноватых нет.

Кто ответит за наезд?

Как пояснили дорожные полицейские, в случае наезда на пешехода ответственность несет водитель. После оформления всех необходимых документов ДТП полицейские передают их в межрайонный административный суд, где и определяется степень наказания.

Если пешеход получил незначительные травмы, то на виновного может быть наложен штраф в размере до 10 месячных расчетных показателей (около 10 тысяч тенге). Водителя также могут лишить водительских прав сроком до одного года.

Но и руководство автопарков тоже не должно оставаться в стороне.

– Если, например, нами было установлено, что инженер автопарка выпустил на маршрут неисправный автобус или медперсонал не установил, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, и это стало причиной ДТП, то административную ответственность несет и руководство автопарка как владелец источника повышенной опасности, – пояснил начальник отдела технической инспекции УДП ДВД Алматы Куаныш Абдрешев.

И должность не спасает!

Оказаться под колесами автобуса может каждый. Даже высокопоставленный чиновник!

14 февраля под колеса пассажирского автобуса попал глава департамента архитектуры и градостроительства Яков Заяц. По словам очевидцев, он переходил дорогу по пешеходному переходу, но водитель автобуса маршрута № 73 не пропустил его. В результате чиновник получил тяжелые травмы.

Мы позвонили его жене, чтобы узнать о состоянии здоровья Якова Заяц. Она сообщила нам, что муж до сих пор в реанимации:

– Травмы серьезные. Но пока состояние здоровья не позволяет провести операцию.

Мы поинтересовались, будут ли привлечены к ответственности водитель и автопарк?

– Я не знаю, кто их будет привлекать. У меня ни сил, ни желания сейчас заниматься этим нет. И для чего? Вы ведь сами знаете, что это бесполезно.

Как нам пояснили в прокуратуре, в подобных случаях закон предусматривает возможность примирения сторон при условии моральной и материальной компенсации, все зависит от степени тяжести происшествия. О примирении сторон в случае с Яковом Заяц речи не идет. Супруга Якова Игнатьевича сообщила, что никаких заявлений писать не собирается:

– На борщ и на кусок хлеба у меня есть.

Правила поведения:

Если вы каким-либо образом пострадали от действий водителя автобуса, то до приезда полицейских необходимо записать госномер транспортного средства, марку автомобиля, номер маршрута. А если удастся пообщаться с водителем – выяснить его фамилию.

В случае поступления в дежурную часть УДП ДВД Алматы информации по факту наезда на пешехода водителем автобуса либо падения пассажиров в салоне автобуса на место происшествия направляется патрульный экипаж УДП, который собирает первичную информацию, опрашивает пострадавшего и возможных очевидцев.

В случае если автобус скрылся с места ДТП, его поисками занимается оперативная группа розыска.

В обязательном порядке на место происшествия направляется следственно-оперативная группа УДП, которая берет пояснительные у всех участников ДТП, составляет схему происшествия, производит осмотр транспортных средств, участвовавших в ДТП.

По окончании сбора материала составляется административный протокол на виновника дорожно-транспортного происшествия, после чего собранный материал регистрируется и передается по подследственности.

справка

По данным полицейских, в 2007 году произошло 171 ДТП с участием пассажирского автотранспорта. Погибло 23 человека, ранено 192. Из этих дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов произошло 96 ДТП, в которых погибло 8 и ранен 101 человек.

Было проведено 32 рейда, в которых выявлено более 12,5 тысячи нарушений правил дорожного движения. Водворено на штрафные стоянки за различные нарушения 258 автобусов, изъято более 368 водительских удостоверений, а административные материалы направлены в Специализированный административный суд Алматы для принятия мер.

Не избежали наказания и руководители автопарков и предприятий перевозчиков. За выпуск на линию технически неисправного транспорта 96 руководителей и должностных лиц предприятий привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму более 1 миллиона тенге.