Именно таким образом глава государства ответил на вопрос о перспективах кадровой политики государства. Ответ, что и говорить, сенсационный, т.к. прямо указывает: по какому пути будет двигаться кадровая политика в республике.
И, кстати, очень странно, что ни "левые", ни "правые" политики, ни серьезные газеты, ни общенациональные таблоиды, - так и не обратили никакого внимания на эту часть интервью лидера своей страны.
Что же теперь предстоит увидеть нашему обществу и пережить государственному топ-менеджменту?
Скорее всего, никаких революций в госаппарате ни зимой, ни весной так и не последует. Мой прогноз: одно, максимум два "молодых" назначения. При этом уже назначенным в 2003 году "юным" министрам надо держать ухо востро. Например, из четверки: Джандосов - Келимбетов - Досаев - Абдрахимов, - только у первого есть достаточный опыт аппаратной борьбы, в первую очередь подразумевающий умение вести т.н. "подковерные игры". Поэтому, любое неосторожно сказанное ими слово или неправильно составленный документ, - могут грозить "молодым, да ранним" не только потерей своего кресла, но и бюрократическим забвением.
Для того чтобы поверить в это, нужно только вспомнить, сколько таких вот "свежих" выдвиженцев уже растворились в чиновничьем небытии за прошедшее десятилетие.
Что же касается лета и осени 2004 года, то тут, конечно, можно ожидать и массовых "вбросов" на министерские места чиновников от 30 до 40 лет.
Тут следует отметить, что это могут быть не обязательно карьерные бюрократы или выпускники престижных западных университетов. Ведь, в общем-то, не секрет, что власть ищет себе сподвижников и среди политиков, и среди общественных деятелей, и даже среди журналистов. И это - первое.
Второй же, и безусловный факт заключается в том, что поиск новых кандидатур в правительственные структуры будет вестись не только среди 30-летних. Думается, что возрастной лаг здесь будет продлен, минимум до 40 лет. Вероятно также, что "повезет" и какому-либо сорокапятилетнему.
Почему этот "вброс" ждет нас летом-осенью?
"Виной" тому будут парламентские выборы, намеченные на конец года:
- правительству, в условиях предвыборного гвалта, придется все время корректировать свои тактические цели.
- исполнительной власти для усмирения особо ретивых политических оппонентов надо будет кем-то из своей команды "жертвовать".
- властям для снижения "политической радиации" обязательно понадобится привлечь на свою сторону кого-либо из оппонирующих им партий. А сделать это возможно, только включив этого "кого-нибудь" в состав правительственного менеджмента.
Не надо также забывать и о наших, пока никем не трогаемых олигархах. Они у нас в республике, все как на подбор, чертовски молоды для солидного бизнеса. А их соратники, - и того моложе. Естественно, что не все планы нынешнего правительства совпадают с их планами. Они ведь за последние 5-7 лет привыкли к одним "правилам игры"; и по-детски не понимают: зачем и как это вообще их можно менять?!
Как ни странно, но именно из-за этого, чисто возрастного нежелания смотреть на свой бизнес стратегически, наши олигархи могут начать еще одну кампанию по "внедрению" своих людей в правительственные кабинеты. Хотя, казалось бы, куда уж еще?..
Впрочем, последнее явление связано больше с еще старыми методами подбора кадров, которые были присущи госаппарату на первом этапе реформ. Ныне президент страны четко обозначил новые критерии прохождения во власть: "нужны люди, совершенно по-новому воспитанные и по-новому мыслящие".
Кстати, средний возраст госслужащих в Казахстане сегодня - 33 года. И тут мы опять - впереди планеты всей. А это накладывает особую ответственность за подбор кадров на руководящие в стране посты. Хотя бы, потому что, жители нашей страны никаких скидок на возраст своим руководителям делать не собираются.