Эта организация знаменита тем, что вносит большой вклад в консолидацию усилий всех заинтересованных сторон по обеспечению достойного начала жизни детей.
Костанай же прославился в Казахстане тем, что именно в этом городе начала активно развиваться предшкола. В результате город со своими авторскими наработками по подготовке детей к школе стал экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РК.
База: вот она есть, и ее опять нет
Что мы знаем про предшколу? В своем выступлении на конференции Г.Гамарник, первый вице-министр образования и науки РК отметил, что в обществе прижились три модели предшкольной подготовки: группы подготовки неполного дня на базе дошкольных организаций, которых в настоящее время насчитывается около 300, раз. Классы предшкольной подготовки на базе общеобразовательных школ, которых за пять лет было открыто около 9 тысяч, два. И, наконец, три - 2 тысячи старших и подготовительных групп детских садов с полным днем пребывания детей. Однако в свете ориентации страны на большой охват детей предшкольной подготовкой, этого мало.
Получается то, чем страна гордилась вчера, сегодня уже никуда не годится. Изменились задачи и цели. Для реанимации предшколы в полном объеме нужно расширять сеть детских садов, поэтому Министерство образования и науки РК направило свои предложения в Министерство экономики и бюджетного планирования РК по поводу освобождения от налогооблагаемой базы расходов тех организаций, которые будут строить и реконструировать детские сады. Задача эта не из простых: согласно принятой Госпрограмме развития образования до 2010 года планируется построить 161 дошкольную организацию на 23 тысячи мест. На базе уже действующих детских садов будут созданы 800 бесплатных мини-центров для детей дошкольного возраста, сектор предшколы будет расширен до 340 тысяч мест. Очень внушительные цифры, однако даже они смогут покрыть только 55% потребности страны (или маленьких детей) в предшкольной подготовке.
Загрузим родителей по полной программе
Какие еще тут возможны выходы? Министерство образования и науки предлагает активно изучать на местах возможности неформального сектора: институт гувернерства, группы присмотра и ухода на дому у дошкольного педагога, различные игровые площадки, центры, просветительские программы. Мировой опыт доказывает, что наиболее перспективный путь привлечения детей к знаниями лежит через родителей.
Стране нужны программы обучения родителей. И такой опыт в Казахстане уже есть. Совместно с ЮНИСЕФ и Образовательным центром "Step by step" реализуются подобные проекты, создаются родительские ассоциации. Что в этом направлении может сделать государство?
Министерство образования считает, что наука и методические службы должны разработать серьезные рекомендации по работе с родителями, дети которых не посещают дошкольные организации. Папам и мамам будет предложена помощь в воспитании и образовании их детей. Но чтобы этот план заработал, нужна республиканская программа курсов повышения квалификации родителей.
Ученье - свет по абсолютно темной книжке
Что будет потом, когда мы охватим детей вниманием (сказать знаниями, как-то язык не поворачивается)?
На сегодня только 40% детей обеспечены книгами и учебными тетрадями. У остальных их нет по разным причинам: государство не может выдать книги бесплатно, а родители не могут их купить. В результате в стране фактически только 13 детей из ста (!) могут полноценно заниматься.
Кстати, книги, которые дети все-таки получают для занятий, оставляют желать лучшего. И Министерство это признает. Не случайно принято решение о создании экспертного совета при Республиканском центре "Учебник", который откроется в Астане в январе 2005 года.
Центру предстоит решить целый блок вопросов, связанных с конструированием учебной книги для самых маленьких учеников, ее апробацией, изданием, работой по ней, мониторингом качества использования книги в школах, их физической доступностью, экономическим, психологическим аспектам.
Тетя, учительница или бабушка?
На конференции этот вопрос обсуждался довольно громко, потому что нельзя больше молчать о том, что 69% дошкольных учителей, а это 4,5 тысячи человек находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте.
Они приходят в предшколу "на покой", когда школа уже становится для них слишком тяжелой и напряженной. Маленьких детей легче "строить". В результате, дети, которым на роду написано (согласно физиологии) бегать, прыгать, играть и смеяться - сидят на лавочках, стоят в углах, маршируют по аллеям.
Эксперты заметили, что дети, у которых воспитатели преклонного возраста, испытывают эмоциональный дискомфорт, так как их бабушки не знают традиционных детских игр, не умеют сами играть и запрещают это делать детям, что весьма печально отражается на психическом и личностном развитии детей.
Квалификации сотрудников предшколы тоже оставляет желать лучшего. Высшую категорию имеют лишь 12% воспитателей, первую категорию - 28%, вторую - 28%, без категории работает 31 % педагогов.
Больше всего неквалифицированных дошкольных воспитателей-учителей в областях: Мангыстауской - 62%, Атырауской - 41%, Кызылординской - 41%, Актюбинской - 40%.
Для решения этих проблем Главой государства принято решение об открытии пяти педагогических вузов. Все они уже начали свою работу в Семипалатинске, Павлодаре, Таразе, Актюбинске и Костанае. К 2005-07 годам страна намерена получить 8,5 тысяч новеньких воспитателей предшколы и учителей начальных классов.
Дошкольное детство - это серьезно
Учитывая, что в Казахстане дети есть, а институционной поддержки развития науки и методологии дошкольного воспитания нет, Министерство образования и науки РК запланировало создать в 2005 году Национальный научно-практический центр "Дошкольное детство".
В задачи Центра будут входить большие, мудреные планы, без которых сегодня детей воспитывать нельзя. Это и инновационные разработки в педагогическом образовании, и разработка междисциплинарных и межсекторальных стратегий и подходов к раннему детству, проведение исследований, анализ деятельности системы дошкольного воспитания, подготовка стандартов предшколы, начальной школы, психолого-педагогическая экспертиза учебно-методических пособий, игрушек, игрового оборудования.
В основу исследований ляжет материал, который в течение пяти лет был накоплен в стране, и в частности, в Костанайской области.
Г.Шек, директор департамента образования Костанайской области гордится тем, что область одна из первых в республике открыла 34 дошкольных мини-центра, стала инициатором развития кампусов (центров проживания школьников).
На республиканских конкурсах дошкольные организации и школы городов Костаная и Лисаковска признаны лучшими в стране.
Детские сады и школы, областной институт повышения квалификации и департамент образования области в течение ряда лет сотрудничают с Министерством образования в области развития инновационных педагогических технологий дошкольного образования детей.
Костанай готов поделиться опытом с другими городами и рассказать как скоординировать работу детского сада, предшколы и начальной школы в связи с обновлением и вариативностью содержания образования. Как обеспечить взаимодействие с родителями по вопросам охраны укрепления психологического и физического здоровья детей.
Как организовать работу дошкольных мини-центров и других низкозатратных альтернативных форм дошкольного воспитания.