- Это знаменательная дата в истории Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, историки и искусствоведы справедливо считают собор замечательным образцом архитектурного зодчества.
Его пестрые купола словно вобрали в себя все краски Семиречья, а стены храма помнят руки мастеров с русскими, казахскими, украинскими, татарскими, калмыцкими фамилиями. Век жизни храма впитал в себя несколько исторических эпох, но не разрушительное землетрясение 1911 года, ни страшный период безбожия, когда безжалостно уничтожались церкви, монастыри, мечети, а духовенство подвергалось преследованию, вплоть до физического уничтожения, не возымели действия. Храм выстоял, и сегодня являет нам пример стойкости и твердости веры.
Настали другие времена - 18 апреля 1995 года по решению Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева здание собора было возвращено Русской Православной Церкви, - заявил, поздравляя общественность республики с этим событием, Верховный муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Абсаттар Кажи Дербисали.
Это слова были сказаны в субботу, 15 сентября, когда в Алматы прошла Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Свято-Вознесенского кафедрального собора.
Присутствовавший на ней Верховный муфтий сам оказался в этот день именинником - ему исполнилось 60 лет. Возраст, считающийся в исламе особо почтенным - возраст Пророка. И митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий подчеркнул, что, несмотря на свою торжественную дату, Верховный муфтий принял приглашение на юбилейную конференцию. Действительно, даже специально трудно было бы найти более яркий символ мирного сосуществования двух религий в Казахстане.
- Президент всякий раз подчеркивает, что в многонациональном и многоконфессиональном Казахстане православие, наряду с исламом, является одним из главных факторов, определяющих стабильность в обществе. Это объясняется тем, что толерантность и уважение возведены в ранг государственной политики в области религии, - заметил Верховный муфтий.
Он и Митрополит Мефодий обращались друг к другу не иначе, как "мой брат", и вряд ли можно видеть в этом один лишь "политес". Говорить о конкуренции, а тем более о каком-либо непонимании между двумя крупнейшими конфессиями в стране не приходится. Кстати, и Епископ католической епархии Пресвятой Троицы в Алматы Генрих Феофил Хованец отметил, что, хотя в Алматы и в Казахстане работает много католических священников из разных стран, но они не конфликтуют с православными коллегами. "Наши церкви не противоречат здесь друг другу", - заметил епископ.
Много говорилось на конференции об исторической и архитектурной уникальности творения архитектора Зенкова, о его сложной судьбе. Хотя храму повезло больше, чем многим другим в годы коммунистической борьбы с религией, когда весьма многие церкви были разрушены.
Везение, впрочем, было относительным - в 1918 году большевики расстреляли настоятеля Свято-Вознесенского собора, в 1929 закрыли его, сбросив со звонницы колокола и разгромив знаменитый иконостас и библиотеку. В здании собора был организован склад. Правда, в 1934 году было решено устроить в нем музей. И второй раз за почти три десятилетия, судьба собора пересеклась с судьбой его создателя, Зенкова - именно ему была поручена внутренняя перепланировка помещений, чтобы они подходили под новое назначение. И архитектор сделал это так, чтобы не повредить, насколько это было возможно, всему собору.
Владимир Иванов, главный инспектор акима города Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями, говорил как о соборе, так и о роли религий в жизни страны. Юбилейная дата, заметил он, по праву вошла в историю не только нашего города, но и всей страны; "собор, эта жемчужина деревянного зодчества, одного из ста мировых памятников ЮНЕСКО".
- Казахстанское общество в основном ориентировано на традиционные религии, среди которых крупнейшие - ислам и русское православие, на уровне обыденного сознания отождествляемое с христианском, что глубоко символично. Для государственных органов при прочих равных условиях ориентация на ислам и русское православие обусловлено тем, что это две наиболее крупные и, практически единственные в Казахстане, массовые религии. Кроме того, всегда существовала обратная связь, заключающаяся в патернализме этих религий в обмен на лояльность.
Данное обстоятельство почти безусловно закрепляет на бытовом уровне представление о них как о непременном атрибуте нации и государства.
Также в последнее время начинает проявляться влияние геополитического фактора, что находит выражение в необходимости укрепления связей с мусульманским миром, с одной стороны, и с Россией, как центром русского православия, с другой, - заявил представитель алматинского акмата.