Отметить юбилей со своей семьей приехал внук поэта Нұрлан Мерекеұлы, который сейчас живет в Талгарском районе Алматы.
«Стихи Шакарима – основа гуманизма. Священная земля Абая всегда славилась своими великими предками, поэтому мы считаем, что 165-летний юбилей Шакарима Кудайбердиева также должен закрепить переданные им нравственные ценности», - подчеркнул аким области Абай Нурлан Уранхаев, отметив, что изучение труда и творчества поэта, увековечивание его имени находятся в руках нынешнего поколения. Наследие, которое оставил Шакарим – это ориентир для молодежи.
«Мы рады, что юбилей нашего дедушки Шакарима отмечается в таком широком масштабе. Наши предки жили в тяжелые времена. Тем не менее оставленное наследие стало сокровищницей для народа, по сей день направляющей на верный путь», - считает правнук поэта Нурлан Зиятов.
Сегодня в области Абай делают все, чтобы сохранить творческое наследие поэта. Хотя до сих пор в его биографии существует множество белых пятен.
«Не говоря о том, что немало произведений Шакарима после его гибели было уничтожено временем и людьми, погиб весь личный архив поэта, почти не осталось документов и в спецхранилищах», - рассказала историк, исследователь творчества Шакарима Ляззат Альжанова.
С последними днями степного мудреца связано особенно много загадок. Незадолго до гибели Шакарим – уже почти шестидесятилетний аксакал, внук султана, племянник Абая, одаренный исследователь, тонкий лирик и проникновенный философ – решил покинуть привычное окружение и удалиться от людей, начав вести уединенный образ отшельника. Одни говорят, что к этому его побудило желание сбежать от суетности жизни, усилившееся после недолгого пребывания в должности волостного, на которую его избрал народ. Другие утверждают, что, чувствуя неизбежную расправу, таким образом он хотел обезопасить своих близких, чтобы, удалившись от родных, отвести от них беду.
Но даже в ставшем отшельником аксакале тогдашние власти усматривали опасность: был волостным – значит, сторонник феодализма. Совершал хадж – значит, религиозный фанатик. Был заочно включен в ряды алаш-ординцев – значит, противник новой власти. В переводе на язык тех лет это означало - «враг народа».
Так постепенно над Шакаримом сгущались тучи. А в злополучный день 2 октября 1931 года они сомкнулись над его головой и в прямом смысле. В тот день Шакарим вместе с друзьями Гылымбаем и Даятом возвращались с охоты, когда из засады за холмом выскочили ГПУшники и открыли огонь по поэту. Вскоре по степи, словно эхо, пронеслась весть о том, что везут тело убитого Шакарима. Но случайных свидетелей, выбегавших из юрт ближайших аулов, заставляли в панике прятаться назад под войлочные покровы пистолетными выстрелами.
Начальником милиции в Абайском районе бывшей Семипалатинской области тогда был Абзал Карасартов, который и застрелил Шакарима. Тело поэта закинули на лошадь и привезли в село Баканас.
Глубокой ночью трое сельчан пробрались к телу, чтобы выкрасть его. Делать в открытую это люди боялись, зная, что повторят судьбу убитого поэта. Они решили временно перепрятать тело, а потом, когда уляжется шум, предать его земле, как положено. Но, как оказалось, здесь их ждала засада. Всех троих арестовали, увезли в Караульскую тюрьму, где позже все были расстреляны.
Тело же Шакарима бросили в давно высохший колодец Куркудук. Пустая безжизненная яма 30 лет хранила его прах. Истлевшие кости небрежно кинутого тела со временем опали на самое дно колодца, десятилетиями его засыпало песком. И долгое время о тайне этого места знали два человека из маленького Баканаса. Знал об этом и единственный уцелевший сын поэта Ахат. И только в 1961 году, когда Шакарим был реабилитирован, Ахат смог поднять прах отца и похоронить его.
Но это будет много позже. А в 1930-е годы уничтожалось все, что могло хоть отчасти напомнить о Шакариме.
«Личный архив поручили сжигать глухонемому. Но благодаря этому человеку на память потомкам сохранился снимок, запечатлевший поэта. Фотография, само наличие которой также несколько десятилетий хранилось в тайне, только в оттепельные времена была передана Ахату», - подчеркнула Ляззат Альжанова.
Долгое время этот снимок считался единственным сохранившимся портретом Шакарима. Но в 2009 году в архиве Семея был найден еще один фотопортрет поэта: степного мудреца в 1929-е годы запечатлели на камеру мелиораторы, которые проводили изыскания в Абайском районе.
Снимок оказался среди отчетов мелиоративной экспедиции Наркомзема. Спустя еще несколько лет была обнаружена еще одна уникальная находка – чемодан, в котором Ахат когда-то перевозил для захоронения прах Шакарима из колодца.
Эти и другие уникальные исторические свидетельства хранятся сегодня в историко-культурном и литературно-мемориальном музее-заповеднике Абая, в состав которого входит и охотничий домик Шакарима. Именно там продолжатся юбилейные торжества, посвященные 165-летию поэта.
Область Абай