Вопреки многочисленным утверждениям, что «дедовщины» в казахстанской армии на сегодняшний день нет, в рядах Вооруженных сил РК продолжают регистрироваться преступления, среди которых встречаются и факты неуставных отношений.
Согласно информации, опубликованной Zakon.kz, с начала текущего года в Вооруженных силах РК зарегистрировано 86 преступлений, в том числе 2 факта «дедовщины».
В связи с этим и в пору осеннего призыва корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал с двумя известными казахстанцами, отдавшими долг своей Родине.
Для сравнения мы взяли представителей двух разных поколений: казахстанский общественный деятель Мурат Телибеков служил в рядах еще Советской армии, а популярный отечественный певец Беркут, чье настоящее имя Айбек Жансеитов, проходил службу уже в независимом Казахстане.
Мурат ТЕЛИБЕКОВ, общественный деятель:
- Я проходил службу в конце 1980-х годов в артиллерийских войсках под Алма-Атой.
Мне вспомнился один забавный случай. Очень часто для того, чтобы солдатам было легче перетащить пушку с одного места на другое использовался скот, который мы просили у местных крестьян и чабанов. А расплачивались мы пустыми гильзами, портянками и сапогами. Однажды к нам пришел один чабан и просто нас огорошил. Он попросил продать ему списанную пушку. Когда мы спросили, для она чего ему, он ответил: «Чтобы отпугивать волков. А во-вторых это просто моя страсть, которая будет внушать другим страх и уважение». Взамен он предложил нам десяток лошадей, но мы, разумеется, отказались.
Говоря о «дедовщине» – да. Она в определенном смысле была. Но в то время в нас присутствовало чувство внутренней морали. Был негласный кодекс, который не позволял людям даже в рамках «неуставняка» переступать какие-то определенные границы. Могли наказать молодого человека за аморальное поведение, могли побить за непослушание, дерзость и хулиганство. Но просто так издеваться над человеком было недопустимым. Ходила такая поговорка: «Служить легко тому, кто служит честно». В таком отношении я считаю, что даже «дедовщина» в Советское время оказывала положительное влияние на воспитательное значение для молодежи, которая отправлялась на службу в армию.
Как бороться с «дедовщиной»? Я считаю, что здесь очень многое зависит от офицерского состава, так как именно он определяет тот моральный климат в коллективе. Нужно хорошее материальное обеспечение. Я помню, как в 90-х годах молодые солдаты ходили по улицам и просили у прохожих деньги на сигареты, хлеб и прочее. Вот это бедственное положение, что солдаты недоедали, пробуждало в людях низменные качества. Буквально на днях я столкнулся со случаем, как молодые солдаты вымогали деньги у подростков в центре Алматы. Не знаю, относится ли это к «неуставным отношениям», но думаю, что это в какой-то степени это характеризует ту обстановку, которая сейчас присутствует в воинских частях.
БЕРКУТ, эстрадный певец:
- Я проходил службу в 1995-1997 годах. Начинал с республиканской Гвардии, а закончил правительственной связью. С армией у меня связаны хорошие воспоминания. Это школа жизни, и через что мы там только не прошли.
Моя творческая деятельность началась именно с армии. Я был вторым солистом в военно-эстрадной группе «Нурсат». Ее музыкальным руководителем является полковник Мурат Раисов. Мы ездили в Омск, Петропавловск, Кокшетау. Но до Алма-Аты не добрались, моя служба уже закончилась. Последние полгода мы гастролировали на карете скорой помощи. Естественно, все это было по приказу и разрешению.
Была и «дедовщина». Но, считаю, что она присутствует везде: и в школах, и в университетах, где старшие всегда имеют определенную власть над «зелеными». Но угнетений у нас не было, это же все-таки Гвардия. Я служил уже в суверенном государстве. Сначала в Алма-Ате, потом в Боровом. Нас было мало, поэтому с порядком проблем у нас не было. Все было на виду. Если у кого-то появлялся синяк, то сразу же разбирались, откуда он взялся – от какого дерева, от какого стульчика.
Фантазия человека очень бурно развита. Например, деды могут заставить солдата висеть над кроватью, держась руками за одну спинку, а ногами за другую. И ты должен оставаться в таком положении сколько тебе скажут. А это очень трудно! Сразу пОтом обливаешься. Или же старослужащие могут заставить новобранца нагнуться и вручить ему подзатыльник окантовочной доской. Сразу же теряешь сознание на несколько секунд! И таких случаев очень много в армии. Дедам нечего делать, силы девать некуда. Вот тогда и начинается байга.
Как бороться с «неуставняком»? Нужны постоянные проверки. Нельзя оставлять солдат-срочников без присмотра. Юноши, попавшие в армию, еще сырые. Они только начинают формироваться. Есть плохие ребята, есть и хорошие. И во время службы проявляется их характер. На момент начала службы они все на равных условиях. Все подстрижены на лысо, у всех одинаковая форма и ботинки, но через некоторое время каждый показывает на что он способен. Кто-то ломается, кто-то показывает свой характер. И за этим постоянно нужно следить. Мне кажется одного офицера по воспитательной работе для контроля маловато.
Но самый простой способ – устанавливать видеокамеры. Тогда они будут бояться. Нарушителей порядка нужно в меру наказывать. Но и расслаблять молодых солдат тоже нельзя, не то завтра они скажут, что не хотят воевать и убегут домой.