Об этом и о других актуальных и связанных с этой темой вопросах журналисты российского издания "Бизнес Online" поговорили с доцентом Института международных отношений КФУ Альбертом Белоглазовым.
Медиа-портал Caravan.kz приводит некоторые фрагменты этой публикации.
О Казахстане как о состоявшемся государстве
"После распада СССР Казахстан выступил драйвером интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Все мы видели, что в итоге Нурсултаном Назарбаевым был реализован известный принцип Festina lente ("Торопись не спеша"). Он сделал ставку на евразийский проект. Как международник я могу оценить становление Казахстана в качестве субъекта современной системы межгосударственных отношений прежде всего через призму евразийской интеграции и внешнеполитических инициатив".
Стоит также напомнить, что настоящее возникновение СНГ с участием большинства советских республик произошло 21 декабря 1991 года именно в Алма-Ате, столице Казахстана в то время. В 1994 году Назарбаев первым из руководителей новых независимых государств предложил идею создания Евразийского Союза. Также именно в Астане были подписаны договоры о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2000 году и о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2014 году.
В 2010 году Казахстан единственным из постсоветских субъектов организовал и принял саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ после 11-летнего перерыва... Нельзя не упомянуть об Астанинском формате сирийского урегулирования, когда по инициативе Казахстана его столица с 2017 года стала переговорной площадкой для представителей России, Турции, Ирана и различных политических сил Сирии.
Если же говорить об экономике, то ВВП Казахстана за прошлый год и по номиналу, и по паритету покупательной способности был вторым после России среди всех постсоветских республик".
О статье Лаврова
"То, что Лавров обратил внимание на примеры ксенофобии, говорит о честности и открытости, с которой союзники обсуждают возникающие проблемы, не стремясь замести их "под ковер" и залакировать действительность. Речь идет о так называемых языковых патрулях, вызвавших негодование как среди граждан Казахстана, так и в России.
Но это, конечно, не языковая дискриминация русских, как на Украине или в Прибалтике: частная инициатива отдельных зарвавшихся граждан не поддерживается государством. По Конституции Казахстана 1995 года (часть 2 статьи № 7) русский язык наравне с казахским употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления. Так что проблема не столь актуальна, как у наших западных соседей".
Об отношениях с мировыми державами
"Многовекторность как была, так и остается основным принципом. Если посмотреть Концепцию внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы от 6 марта 2020 года, она провозглашается вновь в первых строках. Товарооборот за прошлый год показывает приоритеты среди векторов: на первом месте среди экономических партнеров уверенно стоит Россия, на втором — Китай, на третьем — Италия, на четвертом — Южная Корея и на пятом — Нидерланды.
Что нового в последние годы, так это стремление Казахстана повысить свой статус и роль в современной системе международных отношений.
Во-первых, он претендует на то, чтобы в текущем десятилетии стать ключевым элементом системы геополитических и геоэкономических координат Евразии, а также лидером в Центральной Азии. Во-вторых, Казахстан старается обеспечить более эффективное и системное продвижение своих международных инициатив. В-третьих, планирует усилить защиту на внешнем периметре интересов государства и бизнеса.
Перспективы отношений с Россией самые устойчивые и обоснованные. Большинство наших совместных объединений, проектов и договоров либо бессрочны (ЕАЭС, ОДКБ, межрегиональный форум), либо предусмотрены на весьма долгие сроки (аренда «Байконура» до 2050 года). У нас самая длинная сухопутная граница в мире и совместное использование Северного Каспия. Обеспечение безопасности в Центральной Азии — наш общий приоритет.
Отношения с США не носят серьезной экономической составляющей (США не входят даже в десятку ведущих торговых партнеров) и будут продвигаться американцами из геополитических соображений для влияния на важный для Китая и России стыковочный узел. В феврале 2019 года администрацией Дональда Трампа была принята "Стратегия Соединенных Штатов для Центральной Азии на 2019–2025 годы". В ней прямым текстом заявлено: "Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут продвигать американские ценности и обеспечивать противовес влиянию региональных соседей" - подытожил эксперт.