На многоопытном лице ее, измученном отсутствием сигарет, было явственно прописано отвращение к полученному общественному заданию и желание поскорее с ним разделаться, поставив отметку в списке напротив фамилии моего отца: "Умер".
Каково же было предпраздничное удивление представительницы будущего поколения, когда она узнала, что обломок былой эпохи, о которой и в учебниках-то невнятно рассказано, ЖИВ! И даже довольно бодро выглядит - не зарос мхом, не пускает слюни и в состоянии самостоятельно и осознанно прибыть на мероприятие в означенной школе, устраиваемое районным акиматом в честь Дня Победы, где несколько оставшихся-таки в живых одуванчиков выпьют по сто граммов дешевой водки, вразнобой вспомнят минувшие дни и, наверное, немножко поплачут...
В начале мая мы как бы под насилием совести вспоминаем о ветеранах одной из самых страшных в мировой истории войн и начинаем их "чествовать" - это стеклянно-помпезное слово утвердилось еще в советские времена и на самом деле ни в какой мере не соответствует празднику - трагичному и светлому. Мы начинаем суетливо устраивать торжественные заседания и врать со страниц газет, как неустанно заботится государство о своих постаревших защитниках. Притворно горюя при этом, что де все меньше остается в живых героев, перед которыми потомки в неоплаченном долгу. А их действительно немного. По данным Совета ветеранов Великой Отечественной войны РК - меньше 50 тысяч на всю республику.
Это их день. Хворые и задавленные неизбывной бедностью, отягощенные склерозом и одиночеством, они словно мобилизуют 9 мая все остатки сил, чтобы принарядиться, выйти на улицу, в гости, встретиться у Вечного огня - там, где он еще горит. Говорят, что на фронте, в моменты особенно ответственные, в человеке включалась какая-то неведомая сила - концентрировались воля, интуиция, физические возможности. Так и сейчас, почти через 60 лет... 9 мая - рикошет их молодости, день, когда волей-неволей вспоминается война, у каждого - своя. День пожелтевших фотографий и ярких тюльпанов, которые только раз в год имеют такой цвет. Дедушки и бабушки надевают лучшие нафталиновые пиджаки и кофточки с орденами и медалями, еще не украденными предприимчивыми циниками. Какое счастье, что многие просто не знают значения модного ныне словечка "скинхед".
Увы, внуки тех, кто воевал с Гитлером, сегодня поклоняются его портретам. Они молоды и честолюбивы, полны сил и оптимизма. Мышцы их крепнут день ото дня, накачиваясь на примитивных подвальных тренажерах. Мозги впитывают все больше информации, заботливо подбираемой вожаками. Руки уже почти автоматически взлетают в приветствии, виденном раньше только в фильмах. Они еще не готовы рявкнуть на всю страну: "Мы идем!", - но печатать шаг уже пробуют. Пока в Казахстане это движение не настолько развито, чтобы говорить о реальной опасности для общества. Бритоголовые сильны в Москве, в Прибалтике - там все чаще происходят жестокие погромы, убийства "по национальному признаку". Идеологи от неофашизма производят тщательный отсев желающих. У них суровые требования: и к физическому, и к моральному состоянию, ведь речь о воспитании будущего "сверхчеловека". Вот лишь некоторые элементарные условия, размещенные в Интернете: рост для юноши не меньше 180 см, для девушек - 175, выносливость, атлетизм, арийская внешность, крепкая нервная система, уверенность в своем превосходстве, понимание важности служения идее.
Одни молодые люди ходят босиком и поют "Харе, Кришна" или ломают себе ребра на концертах женоподобных недоносков, говорят их лидеры. Каждому - свое, считают идеологи скинхедов. Арийская теория обретает все большую популярность. Посмотрите на людей, окружающих вас, взывают российские листовки. Убогие, хилые, недоразвитые. Дебильные угрюмые лица, больные глаза. И детей рожают таких же. "Мы должны очистить землю от плебеев, чтобы дать дорогу поколению суперменов - сильных, статных, умных. У Гитлера была очень хорошая идея - использование абсолютно здоровых женщин для планового воспроизводства потомства".
Чувство после прочтения этих современных прокламаций - не самое приятное, на минуту возникает ощущение подопытного кролика, словно ты уже движешься в обреченной очереди на отбор. Что с ними - дурь, блажь? Не знаю, ясно только одно: это уже не детские игры в казаков-разбойников. Информации о казахстанских скинхедах не имеет ни одна организация, призванная заниматься делами молодежи. Хотя, очевидно, что проблема - налицо. В России, по весьма приблизительным оценкам экспертов, число бритоголовых приближается к 35 000.
- В жизненной ориентации молодых людей сегодня возникла ниша, - считает алматинский психолог Александр Переведин, - и эта пустота заполняется по-разному. Идеи насилия, к сожалению, впитываются мгновенно. Ведь неокрепшее сознание фактически "размыто" - самые ответственные годы в его формировании совпали с крушением идеалов (относительных, конечно), смещением ценностей. Добавьте недостаток воспитания, рост преступности, моральную деградацию общества, в котором вырастают дети. Этим юношам и девушкам со свастикой кажется, что они - будущие носители идеи спасения якобы "вырождающегося" человечества. Можно процитировать слов философа Фридриха Ницше, которого многие до сих пор считают идеологом нацизма. Думаю, для этих ребят он - бесспорный авторитет. Так вот: "После того, как Будда умер, в течение столетий показывали его тень в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. И мы - мы должны победить еще и его тень!" Мне кажется, что коричневая идея не может все-таки прижиться в душах наших молодых людей. И не только потому, что их деды погибали в войне с фашизмом. Человек с относительно нормальной психикой не может искренне уверовать в собственное превосходство - а таких людей у нас все-таки больше. И мы обязательно победим тень!
В КНБ республики сведениями о подобных молодежных группировках не располагают. В полицейских сводках преступления "молодчиков", заявивших бы каким-то образом о своей неформально-фашистской принадлежности, также не значатся. Однако, как известно, отсутствие данных вовсе не подразумевает отсутствия их источника.
...В годы той войны на фронт ушли 1 миллион 200 тысяч казахстанцев, не вернулись 630 тысяч. Республика была напряженным тылом для передовой, здесь жили, и работали только для Победы. Что знают об этом сегодня малолетние скептики? Для них это - скучные страницы учебника и далеко не триллерные рассказы стариков. Да, старики давно уж не молодцеваты по-боевому и способны ужасно раздражать своими мемуарами. Они доверчиво готовы отдать еще нужные кому-то воспоминания и, безусловно нужные, расплодившимся аферистам военные награды. Будем милосердны по-честному. Ведь это их день. Но и наш - тоже. И в глубине души каждый прекрасно знает, почему.
Их долго мурыжили со льготами, периодически обсуждая этот стратегически важный финансовый вопрос на различных государственных уровнях. Всякий раз решая по-иному, и всякий раз - не в пользу тех, кому, собственно, государство обязано своим существованием последние 58 лет. То разрешая бесплатный проезд раз в год по территории СНГ, то не в состоянии достигнуть элементарной договоренности между суверенными странами, за которые люди когда-то отдавали жизни, не задумываясь, чья это земля... Потрясающее сообщение пришло из Костаная: корреспондент Казахского информационного агентства сообщает, что здесь обнародована свежая идея: освободить ветеранов Великой Отечественной войны от оплаты за коммунальные услуги аж на целый месяц май. Предложение, как вы понимаете, исходит от городского совета ветеранов ВОВ (таковые еще сохранились в нашей странной действительности). В Костанае существует порядка 100 КСК, но лишь 4 из них со скрипом откликнулись на сей благородный призыв. А по республике - и вовсе молчок.
Я не знаю, что еще сказать, ведь ветеранов-то, и правда, как предполагала та посланница из будущего (читай, школы) практически не осталось...