Японец создал казахскую юрту с четырьмя шаныраками

В ногу со временем

Шокита, по его словам, был немного удивлен тому, что юрту, которая является национальным символом страны, почти не усовершенствуют и не развивают. Путешествуя по соседней Киргизии, он увидел уникальные и современные интерпретации юрт. В Казахстане же нашел только традиционные формы кочевых жилищ за исключением "Хан Шатыра" в Астане, поэтому захотел создать новый стиль.

Японский архитектор, вдохновленный жизнью в нашей стране, спроектировал порядка пяти юрт различных форм и мечтает, чтобы однажды их воплотили в реальность.

К слову, Шокита – один из создателей стадиона Олимпийского центра в Тяньцзине, который еще называют “Капля воды” из-за схожести формы. Но он никогда ранее не создавал юрт, и это его первый подобный опыт.

– Изначально юрта предназначалась для перемещения, она должна быть сборной, переносной. Но та форма, которую я создал, – статична (и, к слову, не круглой формы), – рассказывает архитектор. – Но при этом через новую форму, с помощью введения дополнительных секций я хотел передать состояние движения, времени и момент бесконечности. Я пока намеренно не обозначил вход в юрту – так как в зависимости от целей использования он может быть или сзади, или сбоку, но не с той стороны, где шанырак, – это конечная часть композиции.

Вдохновлялся эпохой Возрождения

Шанырак в юрте, по японским представлениям, не наверху – как в традиционном кочевом доме, а сбоку, при этом в нем есть круглые оконца, которые в свою очередь повторяют форму классического шанырака.

– Тенгри спускался с небес и попадал в дом через шанырак, я хотел сохранить эту систему понятий. Но при этом мне хотелось юрту развить, модернизировать, – поясняет Шин ШОКИТА. – Вообще, мы в Японии не говорим “юрта”, а говорим “пао” (pao) на монгольский манер. Помню, как в конце 90-х наш один известный архитектор создал юрту, которая отражала стиль жизни людей в Токио, – они космополитичны, легки на подъем, самостоятельны. Это было по смыслу, как автодом для путешествий.

Как мы уже отметили, японец создал несколько видов современных юрт. На дизайн одной из них его вдохновил шедевр итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио – вилла Ротонда, где четыре равных входа обращены на разные стороны света. Таким образом, родилась юрта… с четырьмя шаныраками. Японец пытается интегрировать принципы  классицизма в создании юрт.

– Мои юрты предполагается строить из специальной высокотехнологичной мембраны. Мне кажется, они не столько хороши для жилья, сколько под музей, кафе, ресторан, хостел и т. д., – отмечает Шокита. – Юрты можно легко размещать в горной местности, а можно – и на плоской поверхности. Ее длина будет зависеть от назначения. Можно подключить к электричеству или установить солнечные панели, украсить интерьер на свой вкус.

Архитектор говорит, что его юрты, хоть и выглядят ультрасовременно, несут те же смыслы и символы для своих хозяев, что и несколько веков назад.

АЛМАТЫ