Ядовитое наследство

О том, что неподалеку от Алматы находится ядовитое озеро, нам сообщили читатели. В редакцию позвонили жители села Енбекши и попросили помощи. По их словам, уже несколько лет окрестности травят страшным ядом – фенолом, который остался "в наследство" от бывшего "секретного" производства, где готовили вакцины против чумы, дизентерии, бешенства и др.

В селе проживает около двух тысяч человек, но угроза может выйти далеко за пределы местности. Здешний водоем превратился в черную зловонную чашу, и вся эта гадость не сегодня завтра может пробить себе подземный путь к реке Или, озерам области, в том числе и к Капшагайскому водохранилищу – излюбленному месту отдыха алматинцев и жителей области.

Честно говоря, при слове "фенол" мурашки побежали по коже. Любой химик скажет вам, что это страшный яд, который уничтожает все живое, накапливается в организме, вызывая различные опухоли. Тревожная информация для размышления в преддверии купального сезона, не правда ли?

Если опасения жителей Енбекши оправдаются, то не только купаться в водоемах области будет страшно. Рыба в отравленных водоемах тоже станет смертельно опасной. Люди просто не будут знать, что приносят домой вместе с уловом страшный яд! А как быть с домашними животными, которые пьют воду из ручейков и речек – вполне возможно, тоже отравленных?

Отравленное озеро

Мы отправились в село Енбекши, чтобы увидеть своими глазами эту "биологическую бомбу", поговорить со специалистами, задать вопрос хозяевам этой территории. Местная жительница Наталья КАЗАНЦЕВА вызвалась проводить нас.

Что же мы увидели? Прямо посреди поля, в логу, образовалась огромная лужа размером несколько десятков метров, наполненная черной жижей. Назвать водой это сложно – жидкость тягучая и тяжелая. Поверхность "черного озера" угрожающе пузырилась, вонь ощущалась за несколько метров. Похоже, эта черная масса уничтожает все живое вокруг – даже чертополох не растет на берегу этого водоема.

Ниже по логу мы увидели ручеек, который бежит вдоль всего лога – вода в нем подозрительно пенится и неприятно пахнет. Но тут же пасутся овцы, которые пьют из этого ручья. По словам Натальи, вонючая вода доходит и до села.

Чуть выше озера местные жители показали нам огромные цистерны, заполненные такой же зловонной жидкостью.

Нападение на журналистов – лучшая защита?

Когда мы разговаривали с Натальей Казанцевой, из-за холма показались двое мужчин в форме. И стали… отгонять нас от озера. Мы попросили их представиться и в ответ услышали хамское: “Пошли отсюда!”.

А увидев, что разговор записывается, “охранники” и вовсе распалились – бросились выкручивать руки, отняли диктофон, пытались забрать у фотокорреспондента камеру. За нас вступились местные жительницы, и им досталось от “охранников” больше всего.

Мужчины так буйствовали, что нам пришлось обратиться за помощью в Карасайский РОВД и уже вместе с полицейскими вновь приехать к злополучному озеру. Найти “охранников” не составило труда, похоже, эти люди никого не боялись. Потребовали у полицейских документы, стали с угрожающим видом кому-то звонить по мобильному… Один из них лишь сообщил, что он охранник, но при себе у него не оказалось ни служебного удостовения, ни удостоверения личности – мол, все документы у директора!

А чуть позже в РОВД прибыл и директор того самого предприятия, охранниками которого представились напавшие на нас мужчины. Он был настроен решительно – дескать, что вы там искали, вынюхивали?

Но на встречный вопрос: “А что такое вы там так охраняете и прячете?” – он не ответил.

Страшное наследство биокомбината

Чьи же сотрудники так рьяно охраняют “вонючее озеро”? Как выяснилось, это “хозяйство” принадлежит учебно-производственному предприятию (УПП) “Енбекши КазГАУ”. Как следует из названия, оно имеет прямое отношение к Казахской государственной академии управления им. Т. Рыскулова (бывший Нархоз). По словам местных жительниц, именно в хозяйстве этого УПП и находится “биологическая бомба” – несколько десятков тонн сывороток от опасных болезней и фенол.

Но как все это оказалось в подхозе вуза? Для ответа на этот вопрос надо вернуться в прошлое на десять лет назад. Тогда это местечко выглядело совсем иначе – вместо дырявых заборов здесь была строжайшая охрана, ведь объект-то особый!

Это был своего рода испытательный полигон Алматинского биокомбината, организованный так, чтобы в случае необходимости он мог легко превратиться в военный объект по производству биологического оружия. Подчинялся он напрямую Москве.

Кстати, наши собеседницы трудились именно там и знают о потенциальной угрозе не понаслышке.

– Здесь работали с очень серьезными штаммами, вот почитайте справку, которую нам удалось раздобыть! – говорят они.

Предписано: уничтожить!

В документе, который они нам показали, бывший заместитель директора РГП “Алматинский биокомбинат” перечисляет, какие “вируссодержащие ткани” готовились в этом филиале. Всего 10 наименований, но какие грозные! Например, вакцины против бешенства, чумы свиней – для их получения животных заражали этими болезнями.

И вот еще одна фраза из той справки: “Филиал являлся стационарно неблагополучным пунктом по ящуру, чуме свиней”.

Условия труда здесь считались вредными, потому что для работы использовался фенол. Именно это вещество сегодня вызывает большую тревогу местных жителей.

Кроме того, в наследство “Енбекши КазГАУ” осталось 49 тонн сырья сыворотки с истекшим сроком годности! Приняв опасное “наследство”, новое руководство предприняло опрометчивый шаг, который едва не обернулся катастрофой: в расположенный рядом водоем вылили более 10 тонн сыворотки!

Тогда скандал разгорелся нешуточный.

– У нас все доказательства на руках, – Наталья показывает документы, – вот заключение Алматинского областного управления охраны окружающей среды, вот предписание Агентства по чрезвычайным ситуациям…

Тогда специалисты действительно обнаружили фенол в пробах воды. По инструкциям сыворотку должны были уничтожить, разведя с водой в пропорции 1:100! Но вы представьте себе, какое море воды нужно, чтобы уничтожить столько тонн?

Если выполнить предписания было заведомо невозможно, почему было принято такое решение? Когда мы обратились за комментарием к специалистам-химикам, они сказали, что утилизация таким способом – это устаревший и очень сомнительный метод.

Но главный вопрос сегодня – где оставшиеся тонны сыворотки? Неужели они все эти годы хранятся на территории? Или их снова вылили в какое-нибудь озеро?

Двухголовые телята и прочие напасти

Зловонное озеро, которое мы видели своими глазами, вызывает нешуточную тревогу. Местные жители такую жуть рассказывают, что хочется бежать из этих мест подальше. Мол, несколько лет назад у одного из чабанов родился в стаде теленок с двумя головам. А ведь коровы пасутся на этих лугах, пьют эту отравленную воду!

Пытались, говорят сельчане, организовать здесь кролиководческое хозяйство, но не пошло – животные рождались слабые, и многие погибали.

Жалуются на здоровье и сами местные жители – дескать, болячки разные одолевают.

Что это – реальные факты или мнительность людей, которые просто запуганы возможной опасностью? Исследований никто не проводил, потому и ответов на эти вопросы сегодня нет.

Как нет и ответа на вопрос, кто же умудрился отдать ядовитое наследство экономическому университету? А потом вот так просто вылить отраву в ближайший водоем!

Мы обращаемся к акиму Алматинской области Серику УМБЕТОВУ, министру МЧС Владимиру БОЖКО с просьбой взять под личный контроль ситуацию в поселке Енбекши и ликвидировать угрозу. Ситуация может спровоцировать панику среди местных жителей и в полуторамиллионом городе!

Александра МЫСКИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото), Алматинская область