Я тоже из 314-й стрелковой дивизии!

Меня очень взволновала публикация Инны Лопатко из Петропавловска об открытии памятника воинам 314-й Кингисеппской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии. С интересом узнал о судьбе старого солдата-героя Абильмажина Баширова. Дело в том, что я тоже из 314-й стрелковой дивизии!

В армию был призван в августе 1942 года в г. Житикара Кустанайской области после окончания ­­средней школы. В марте 1943 года окончил военно-пулеметное училище в г. Златоусте Челябинской области, при распределении попал на Ленинградский фронт.

По прибытии в район Ленинграда нас ночью погрузили в трюм какого-то судна и к рассвету мы оказались западнее Ораниенбаума. Оказалось, это был “пятачок” (с трех сторон – немцы, с четвертой – Финский залив), который наши войска, отступая в 1941 году, отстояли в тяжелых боях. В январе

1941-го, когда войска Ленинградского фронта развернули наступление на запад, группа войск с нашего ораниенбаумского плацдарма наступала с севера и соединилась с основными силами фронта в районе города Робша.

Здесь-то я и получил назначение в 314-ю стрелковую дивизию. Какова была моя радость, когда узнал, что она формировалась в соседней с моей Кустанайщиной Северо-Казахстанской области! Казалось бы, какая разница, где солдату служить: судьба одна, общая – воевать за Родину. Но все же было приятно оказаться в дивизии, сформированной в родном Казахстане. До тех пор мы, молодежь, знали о прославившейся в боях под Москвой казахстанской 316-й стрелковой дивизии, позднее ставшей знаменитой 8-й гвардейской, гордились ее славой и мечтали: вот если бы на фронте попасть в нее.

В 314-й стрелковой дивизии я прослужил до конца войны. После взятия Кингисеппа она наступала в направлении Нарвы, но обескровленная в жестоких боях под этим городом была выведена для передышки и пополнения под Ленинград, в район станции Песочное. А летом 1944 года дивизия участвовала в наступлении на северо-западном направлении, которое привело к выходу Финляндии из войны. В конце 1944 года нас перебросили на 1-й Украинский фронт, мы участвовали в сражении за освобождение Польши и Чехословакии. 8 мая 1945 года весть о капитуляции Германии застала нас под Прагой.

С войны я вернулся в звании старшего лейтенанта и в 1946 году поступил в Казахский государственный университет. После его окончания в течение тринадцати лет был на руководящей комсомольской и партийной работе.

Потом в течение 40 лет работал в вузах Алматы – проректором, ректором, заведующим кафедрой, профессором политологии. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны

II степени, двумя орденами “Знак почета” и орденом “Парасат”. Это я сообщаю только с одной целью: для тех, кто занимается или, быть может, еще заинтересуется историей войны и нашей 314-й стрелковой дивизии. Думаю, что Абильмажин Баширов – не последний солдат-герой из нашей дивизии, наверняка еще кто-то жив. Я поздравляю их и желаю им доброго здоровья. А вы обязательно найдите их.

Журналистам вашей газеты – большое спасибо за внимание к фронтовикам! Хороший у вас получился номер, посвященный 63-й годовщине Победы, в котором такие разноплановые и содержательные публикации: и о танкисте-казахстанце, первым прорвавшемся на улицы Берлина, и о героях жестокой битвы под Ржевом, и о подвигах девушек-связисток, и о судьбе угнанной в фашистскую Германию девчонки, и о бомбардировках немецкой авиацией Западного Казахстана, и о “последнем бое”, который ведет военная медсестра, 87-летний ветеран Варвара Пермитина из Усть-Каменогорска за элементарное улучшение своих тяжелейших бытовых условий. Не каждая газета в эти дни отличилась такой широтой тематики и богатством содержания своих материалов и самое главное – пронзительно-душевной интонацией, проникнутой заботой и обеспокоенностью за конкретные жизненные проблемы ветеранов. Спасибо вам за это!

Канапия АХМЕТОВ,участник Великой Отечественной войны, бывший помначштаба 1078-го Выборгского полка 314-й Кингисеппской стрелковой дивизии