"Я рисковала" : минздрав вернул вакцину БЦЖ, изъятую японским производителем

В недалеком будущем, если будут приняты поправки в Кодекс “О здоровье народа и здравоохранении”, дилемма исчезнет, как и сама возможность выбора – прививки вменят нам в обязанность.Пока же этого не случилось, каждый родитель решает сам – рисковать с вакцинацией или без…

Вакцина БЦЖ: от изъятия до “сбора”

Кто здесь прав, судить не берусь, ведь сторонники, как и противники прививок, оперируют очень убедительными аргументами. Расскажу лишь о своем личном опыте.

Итак, когда 6 сентября этого года у меня родился сын, я была уверена в необходимости его вакцинации, но только качественной вакциной и при условии соблюдения всех мер предосторожности!

– Здесь вы получите два укола – витамин В6 и прививку от гепатита, – рассказала, совершая очередной обход, педиатр. – Вообще, в 1–4-й день жизни мы делаем новорожденным еще прививку БЦЖ, но в связи с тем, что вся вакцина была изъята, вы будете делать эту прививку в поликлинике по месту жительства.

На расспросы встревоженных мамаш о том, почему изъяли вакцину, дать четкого ответа медик не смогла. Она лишь велела подписать согласие на уколы и посоветовала узнавать всё у врачей непосредственно перед проведением вакцинации.

Но ждать выписки никто не стал, а (слава всемогущему Интернету!), уткнувшись в свои смартфоны, через несколько секунд мы уже знали, что партию японской вакцины БЦЖ, которой все казахстанские дети прививались последние 14 лет, изъял производитель. Потому что при проверке специалисты обнаружили частицы инородных веществ (предположительно, пластика) в растворителе к вакцине. Дотошные японцы не стали мелочиться, а изъяли всю партию вакцины по всему миру. Представители казахстанского минздрава в многочисленных публикациях СМИ призывали родителей не поддаваться панике, а дождаться очередных госзакупок, на которых будет приобретена вакцина БЦЖ индийского производства.

От паники я была очень далека. Во-первых, зная, что в окружении нет никаких носителей туберкулеза, во-вторых, понимая, что ближайшие госзакупки минздрава пройдут не раньше декабря. Но каково же было мое удивление, когда в конце сентября раздался звонок из поликлиники с требованием завтра с утра прийти с ребенком на вакцинацию БЦЖ.

– Постойте, какая вакцинация? – попыталась я прояснить ситуацию у звонившей женщины. – Вся вакцина БЦЖ была изъята, насколько мне известно, а новую партию еще не закупили. Чем вы собираетесь нас прививать?

И услышала шокирующий ответ:

– Да, была изъята. Но мы из прошлых партий собирали и сейчас будем делать прививки сорока детям.

– Где вы собирали вакцину?! Чьего она производства?

– Индийская, – после небольшой паузы ответила женщина.

– Откуда у вас индийская вакцина?! – вопреки предостережению роддомовского педиатра, приблизилась я к паническому состоянию. – Ее еще только собираются закупать, а 14 ближайших лет в стране делали исключительно японскую вакцину БЦЖ.

– Так вы отказываетесь от прививки? – вопросом на вопрос ответила моя собеседница. – Не придете завтра? Я так и отмечу. "Прививки раздора": в Казахстане предложили ввести компенсацию за некачественную вакцину

И в трубке пошли короткие гудки.

Производитель изъял, минздрав вернул

На следующий день с утра я сама отправилась в поликлинику – полная решимости выяснить, какой вакциной БЦЖ собираются прививать моего ребенка и где ее “насобирали” для этой цели. Но перед этим позвонила в центр вакцинации в Алматы, чтобы прояснить ситуацию. Там мне сообщили, что право делать прививки манту и БЦЖ есть лишь у государственных медицинских учреждений.

– Вы сходите и выясните, что за вакцину предлагают сделать вашему ребенку, – удивившись тому, что где-то еще есть вакцина БЦЖ, посоветовала сотрудница центра. – Не думаю, что в государственной поликлинике могут прививать детей несертифицированной вакциной. Но все же попросите показать сертификат на нее.

К счастью, в прививочном кабинете поликлиники оказалась компетентная сотрудница, которая дала подробные ответы на все мои вопросы.

– Действительно, вся вакцина БЦЖ была отозвана по требованию производителя, – объяснила женщина в белом халате. – Но на днях пришло письмо из министерства здравоохранения, в котором говорится, что мы можем продолжать прививать детей той же вакциной японского производства. Эта вакцина имеет разные серии – 1628, 1637, 1638 и т. д. Так вот, когда пару лет назад в Караганде был зафиксирован случай лимфаденита после прививки БЦЖ, всю серию 1628, которая и дала осложнение, изъяли из обращения, и сейчас в нашей области ее нет вообще.

Медработник охотно откликнулась на мою просьбу показать документы и то самое письмо из минздрава. Однако нашла она лишь второй документ, сертификата на вакцину у нее не оказалось.

– Приходите с ребенком через десять дней, – предложила она. – Тогда я при вас попрошу сертификат на вакцину, покажу, как она хранится, познакомлю со специалистом, который делает эту прививку.

В назначенный день я принесла сына в поликлинику. Всё та же доброжелательная сотрудница из прививочного кабинета объяснила, что пройти вакцинацию возможно лишь после посещения семейного врача, ведь ребенок на момент прививки должен быть абсолютно здоров.

– Но, к сожалению, ваш семейный врач сейчас в отпуске, – сообщила медик. – Поэтому поднимитесь в кабинет 411, к педиатру. Только после того, как она посмотрит ребенка, зафиксирует, что он совершенно здоров, и даст допуск, вы можете прийти сюда и сделать БЦЖ.

Допуск от педиатра-маммолога

На кабинете 411 красовалась табличка с надписью “Маммолог”, а в очереди стояли как женщины, жалующиеся на мастопатию, так и мамы с младенцами. “Наверное, педиатр и маммолог принимают в одном кабинете”, – успокаивая себя, подумала я. Но ошиблась. Прождав 40 минут, когда доктор вернется с обеда, выяснила, что молодая врач принимает в кабинете одна и имеет две специализации. Передо мной она приняла одну пациентку с “грудными” проблемами и одну – с грудным ребенком. Причем второй она очень быстро дала допуск на прививку. Молодая мама с ребенком на руках только зашла в ее кабинет и тут же вышла. Меня же не покидали тревожные мысли.

Первая – почему медик ведет прием как маммолог и как педиатр одновременно, не разделив пациентов по дням или хотя бы часам? Вторая – как за считаные минуты педиатру удается установить абсолютное здоровье ребенка, ведь именно от этого, как уверяла меня специалист прививочного кабинета, зависит успех вакцинации?

Тревога переросла в возмущение, когда, перешагнув порог кабинета, услышала от специалиста отнюдь не любезное:

– У меня прием окончен! Я принимаю до двенадцати.

– А нам надо сделать прививку до часа, и нас сюда отправили из прививочного кабинета, – решительно парировала я.

Раздраженные аргументы педиатра прервала всё та же медработник из прививочного кабинета. Появившись в дверях, она осторожно поинтересовалась, примет ли нас детский врач или нам спуститься к семейному врачу с другого участка. Тогда, явно нехотя, педиатр-маммолог взялась за фонендоскоп. Обследование малыша заняло несколько минут. Врач послушала его, заглянула в горло, поинтересовалась, нет ли беспокойств у ребенка, и дала “добро” на прививку.

Доверяй, но проверяй

В прививочном кабинете мне действительно предъявили всё – датированную ампулу под темным конусообразным колпаком, холодильник для хранения вакцины, одноразовые шприцы и специалиста с сорокалетним стажем, который, как заверил медперсонал, делал прививки в садиках, школах, медицинских учреждениях. Вот только сертификата на вакцину в прививочном кабинете не оказалось.

– Но, можете поверить, это сертифицированная вакцина серии 1637, и случаев осложнений после нее не зафиксировано.

Перед тем как сделать прививку малышу, мне рассказали также, что одна ампула рассчитана на 22 инъекции, и ее содержимое стараются использовать за один день.

– Вы не переживайте, ни одной жалобы на вакцину этой серии не было, – заверили меня медработники. – Да и вообще, один случай лимфаденита после БЦЖ – это же не показатель. Это могла быть индивидуальная непереносимость у ребенка либо на момент прививки он не был абсолютно здоров. Могло сработать несколько факторов. А японская вакцина, на наш взгляд, не может быть некачественной, ведь Япония – это такая высокотехнологичная страна!

Тут же поведали и о том, что ждет нас после прививки.

– Три дня место прививки не мочить, в местах большого скопления людей с ребенком не появляться. Не гулять, не принимать гостей, наблюдать за состоянием ребенка. Через 4–6 недель на месте укола появится покраснение, нарыв. Ничем не мазать. Потом образуется корочка, которая отпадет сама собой, и останется только маленький шрамик. Это значит, прививка была сделана правильно. Если же поднимется температура или воспалятся лимфоузлы, или еще что-то начнет беспокоить ребенка, немедленно явиться на прием к врачу.

У нас, к счастью, всё произошло ровно по описанному сценарию, без форс-мажоров. Когда казахстанцы каждую неделю будут хоронить детей, погибших от дифтерии, тогда общество задумается о вакцинации - доктор Комаровский

Но чуть позже, проанализировав всё произошедшее, я пришла к выводу: даже включив в себе сумасшедшую “яжмать” и проверяя документы на вакцину и условия ее хранения, всё равно рисковала.

Например, вряд ли столь поверхностный осмотр педиатра мог выявить какие-то скрытые недомогания у месячного ребенка. И это при том, что я подготовилась к прививке во всеоружии. А что говорить о молодых родителях, которые в отсутствие опыта просто следуют указаниям медиков. Почему-то думается, что им вряд ли столь подробно отчитываются о свойствах вакцины, противопоказаниях и возможных последствиях прививки.

Поэтому, основываясь на собственном опыте, поставила свою подпись под петицией, призывающей не принимать проект Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Уверена: нельзя лишать родителей выбора в вопросе, касающемся жизни и здоровья их детей.

КАРАГАНДА

Автор: Лариса ЧЕН