Куралай Нуркадилова, дизайнер, художник, стилист, руководитель дома моды:
- Думаю, да. Потому что женщины из Казахстана еще с давних времен, VI-VII век до нашей эры, отличались тем, что они и «коня на скаку остановят и съедят его». Одной рукой колыбель качают, другой – миром правят. Женщины-казашки обладали широким спектром прав и, если сравнивать с другими странами Центральной Азии, то они никогда не теряли себя, это всегда было им присуще. Женщина всегда имела равный голос. Взять тот же айтыс, он характеризуется тем, что женщина вместе с мужчиной могла спорить по каким-то вопросам, причем еще и виртуозно выигрывать. В некоторых жузах, например, у жалайыров, женщины являлись советниками, их садили на почетное место (төр) и спрашивали у них совета. Поэтому сами женщины-казашки очень мудрые. Не сказала бы, что я чувствовала какое-то давление со стороны мужчин. Видимо, потому, что у меня фокуса в этом направлении не было. Если ты фокусируешься на том, что на тебя давят, ущемляют, не дают дорогу, без разницы – мужчина ты или женщина, тебя будут давить, ущемлять. Все зависит от внутренних подходов, если правильно расставить фокусы, то и не будут возникать такие ситуации.
Дамира Ахмаджонова, водитель грузового транспорта и такси:
- Женщины работают на мужских работах и думают, что они сравнялись с мужчинами. Но это не так. Мужчины всегда будут иметь превосходство. Даже если женщина будет работать двадцать часов и поднимать в два раза больше денег, чтобы прокормить семью, а мужчина принесет только 5-10 тысяч тенге, он все равно будет кичиться тем, что заработал, и требовать, чтобы его за это носили на руках.
В доме и семье никогда не будет равноправия, и мужчины думают, что другие женщины тоже должны подчиняться им. Они привыкли, что в быту у них нет равенства, и считают, что на работе должно быть так же. Я стараюсь их приземлять, снимаю «корону» с головы и «звезду» со лба. Многие мои ученицы, девчонки, которые работают в такси, прошли курс молодого бойца, стали закаленными и могут дать отпор мужчинам. У нас есть такие места в таксопарке, где мы чай пьем. Когда женщины приходят, мужчины сразу замолкают и уступают нам место. Всякие пошлости и похабности про женщин мы не потерпим. Девчонки – бойцы, они «откусываются», и это правильно. Это чужие мужчины, чьи-то мужья, но мы ставим их на место, занимаем жёсткую позицию. Я не могу сглаживать острые углы и не люблю надевать «розовые очки» и срываю их с других. У меня волевой мужской характер, и мужчины это чувствуют.
Илай Дягилев, модель, конструктор и модельер одежды, в 2018 году переоделся в девушку Арину и дошел до финала женского конкурса красоты:
- На самом деле это очень сложный вопрос, потому что нужно рассматривать гендерное равенство не только в профессиональной сфере, но и в быту. Не могу утверждать, что везде так, но именно в работе я вижу, что есть гендерное равенство, потому как есть женщины, которые овладевают мужскими профессиями, и мужчины, которые нашли себя в сферах, которые считаются женскими. А вот в быту гендерного равенства нет и, на мой взгляд, еще лет двадцать его не будет.
У нас мужчины и женщины не научились еще договариваться. Все-таки Казахстан – это больше мусульманская страна, и есть определенные традиции, убеждения, что женщина и мужчина что-то должны или не должны делать.
И если мужчина не выполняет какие-то свои обязанности, то женщина их берет на себя. В Китае, например, мужчина берет стопроцентную ответственность за женщину и все свои доходы отдает жене. Женщина для них прежде всего - хранительница семейного очага. У нас тоже так должно быть, но экономические факторы не позволяют мужчине в одиночку содержать семью. Реалии наши таковы, что женщины и работают, и занимаются воспитанием детей. Когда семьи распадаются, женщины чаще всего самостоятельно воспитывают детей. Потому что так требует общество. Но требуют не только от женщин, но и от мужчин. Казахстан занимает второе место по разводам. И я задумался, почему это происходит. У нас большая часть населения не имеет собственного жилья, молодым приходится арендовать квартиры. Мужчина экономически не тянет семью, женщина впадает от этого в депрессию. Живя в Казахстане, очень тяжело быть идеальным мужчиной, когда аренда отнимает большую часть зарплаты. Поэтому женщине нужно подключаться, тоже приносить какой-то доход в семью. И я об этом часто говорю на своей страничке в Инстаграм. Но перекосов тоже не должно быть, то есть не нужно превращаться в мужчину, делать из собственного дома арену для боев. Считаю, что стопроцентного равенства не будет, потому что мы от природы разные. Но взвалить все на мужчину – тоже неправильно.
Асель Караулова, президент коммуникационной группы Казахстанского пресс-клуба:
- Вопрос сложный. С точки зрения теории мы знаем, что гендерное равенство – это равенство между мужчинами и женщинами, одинаковый доступ к общественным благам, одинаковая зарплата, возможности, права и т.д. Если смотреть формально на этот вопрос, то, конечно, у нас есть и гендерное неравенство. И оно больше присутствует в социально незащищённых слоях населения с низким уровнем образованием. Это прямо разрыв. Например, равных возможностей с мужчинами не имеют многодетные мамы, которые не могут найти работу (их неохотно принимают). У нас существует насилие над женщинами, для Казахстана - это больной вопрос. С этой точки зрения у нас существует гендерное неравенство. Но если мы посмотрим на более высокий социальный слой, образованное население, то здесь у нас четко видно, что у женщин равные права с мужчинами. Я работаю в окружении женщин, никто из них не говорил, что была какая-то дискриминация. Есть потолок стеклянный, выгорание, но какого-то ущемления не было. По сравнению с другими странами, мы этого не видим. Поэтому наше гендерное неравенство, еще раз повторюсь, в основном в малообразованной части населения. Нашим женщинам приходится конкурировать с мужчинами, и я почти 30 лет в бизнесе и вижу, как ситуация меняется. Когда мы только начинали, сложно было разговаривать, конкурировать сложно, когда ты – молодая женщина. Сейчас женский пол успешно конкурирует с мужчинами, особенно это видно в финансовом и банковском секторе. По статистике, сейчас очень много женщин – руководителей компаний, и они блестяще работают. Мне кажется, дамам сложно в государственных структурах, там сложнее сделать классическую карьеру. Я лично не сталкивалась с дискриминацией, скорее, с вещами, связанными с самоощущением – не так посмотрели, приняли, выслушали. Но это больше на уровне личностного.
Ульяна Журавлева, десять лет проработала следователем УВД города Степногорск:
- Конечно, в Казахстане есть гендерное равенство. Посмотрите, сколько мужских и женских профессий, которые встречаются в обыденной жизни: парикмахер, водитель, мастер маникюра, любую профессию может освоить как мужчина, так и женщина. И здесь нет никаких преград. Если у человека есть цель и стремление, то человек обязательно эту профессию освоит. Приведу пример. Молодой парень, чтобы собрать определенную сумму для лечения мамы, освоил профессию маникюра. Сплошь и рядом на производствах обучают как женщин, так и мужчин. Женщины могут стать водителями горных, огромных десятитонных машин, таких как КрАзы или КАМАЗы. Среди спортивных тренеров есть как мужчины, так и женщины. Между прочим, спрос на женщин-тренеров сейчас больше, даже мужчины предпочитают с ними заниматься. Кому как удобно, кто как раскрепощается. В сфере здравоохранения есть потрясающие врачи, как женщины, так и мужчины.
Даже если взять гинеколога, может, в советское время посещение мужчины-гинеколога вызывало стыд, то сейчас женщины иногда их целенаправленно выбирают. Почему? Потому что они более нежные что ли, или женщина просто хочет, чтобы ее наблюдал мужчина.
Очень много встречается женщин-таксистов. Даже пожилые люди становятся таксистами, как мужчины, так и женщины. То есть мы можем выбрать любую профессию. Женщина может стать депутатом, начальником, руководителем. В любой сфере, организации. Сейчас для меня нет никаких преград, если есть цель.
Светлана Романовская, председатель правления «Национальной лиги потребителей Казахстана», заместитель председателя общественной палаты при Мажилисе парламента РК:
- Считаю, что равенство – это не только, когда женщина зарабатывает деньги, а мужчина сидит с детьми. Дело в человеческих отношениях, когда есть уважение в семье, обществе. Я считаю, что у нас в стране есть гендерное равенство, хотя бы потому, что девчонки получают такое же образование, как пацаны. И я против того, чтобы были феминистки, против перегибов, когда у ребенка до семи лет можно спрашивать, мальчик он или девочка. Я считаю, что традиционная семья – это поддержка друг друга, плечо к плечу, общие дети, за которых нужно нести ответственность. В последнее время в мажилис парламента часто обращаются женщины с такой проблемой: если ребенок рождается нездоровым, то муж сразу ее бросает. Это говорит о том, что мужчина не готов к таким переживаниям. А куда женщине деваться? Ей приходится быть сильной.
Гендер есть, это однозначно. И я против того, чтобы были какие-то квоты для женщин на местах в парламенте или правительстве, чтобы их пихали туда специально.
Всегда должна быть здоровая конкуренция. И нам надо растить в наших детях дух конкуренции, борьбы. Как это сделать? Через развитие спорта. У нас плохо развита спортивная культура, нет недорогих или бесплатных спортивных кружков. Посмотрите, сколько за рубежом возможностей. И ничего нам не надо придумывать, просто брать лучший опыт и претворять в жизнь.
Игорь Ильинский, руководитель компании по пошиву одежды и женского нижнего белья:
- Равенства нигде никогда нет. Даже среди одного пола кто-то занимается более тяжелыми видами деятельности, кто-то более легкими. Я так считаю. Если делить по гендерам (не будем углубляться в их количество, обойдемся традиционными характеристиками), мужчина и женщина, на мой взгляд, должны быть разными. Согласитесь, женщина-литейщик или молотобоец – это не совсем правильно. И я не понимаю некоторые профессии, в которые сейчас мужчины идут. Может, и меня кто-то не поймет, потому что я занимаюсь женским бельем. Но я считаю, что у нас равенства (так, чтобы два пола одинаково работали, выполняли свои обязанности) нет.
Я не говорю, что должен быть патриархат или матриархат. Но, наверное, нашим девочкам будет приятно, когда мужчина оплатит ужин в ресторане, подарит цветы. А не наоборот.
Я считаю, что в каких-то вещах равенства не должно быть. И в профессиональной сфере, наверное, тоже. Для чего женщинам заниматься тяжелой работой? Если какая-то женщина хочет, у нас это не запрещено. Есть женщины-крановщицы, трактористы, водители автобусов, такси. Я не считаю, что это неправильно. И мне очень жалко женщину, которая выполняет тяжелую работу. Так не должно быть. И не думаю, что все женщины стремятся к полному равенству. Но и какого-либо доминирования (со стороны мужчин или женщин) тоже не должно быть. То есть должен быть не полностью матриархат и не полностью патриархат. Понятно, что есть бизнес-вумен, и они достигают больших успехов. Например, руководитель маркетплейса Татьяна Бакальчук – миллиардер, она к этому пришла самостоятельно, никто ее за шкирку не тянул. Если в бизнесе, то почему нет? Есть мужчины повара, учителя. Было бы хорошо, если бы побольше мужчин шли в учителя. Наверное, мальчикам не хватает мужского воспитания. У нас было четверо учителей-мужчин в школе, сейчас я даже не знаю, какое положение. Но перегибов не должно быть.
Аружан Саин, общественный деятель, основатель и директор общественного фонда «Добровольное общество «Милосердие»:
- Я могу сказать о своем личном опыте. У меня никогда не было проблем с тем, что я девочка или женщина, и из-за этого что-то не получалось или меня куда-то не взяли. Честное слово, не было. Я всегда искренне верила в то, что если ты искренне трудишься, учишься, стараешься, то у тебя все получится. И совершено точно это не зависит от пола. Это зависит от интеллекта, старания, стремления, но только не от принадлежности к полу. Я всегда создавала рабочие места, не работала по найму. Работаю с 13 лет, и у меня огромный круг общения, но я не могу сказать, что в моем окружении были какие-то притязания женщин в обмен на то, чтобы какое-то дело получилось. Может быть, это зависит от того, как ты себя ведешь, чувствуешь, допускаешь ли ты такие намеки или нет. Я же абсолютно искренний и прямой человек, возможно, это как-то останавливает людей, не позволяет им что-то лишнее. Воспитывать нужно мальчиков и девочек, учить их уважать друг друга.
В моей реальности гендерного неравенства не существует. Все это от невежества. Чем менее образованны и воспитанны люди, тем больше они проявляют себя самым ужасным образом.
Представьте ситуацию: человек не смог получить хорошее образование, профессию, о которой мечтал, пошел на работу, которая ему не нравится, он не может заработать деньги, потому что занимается нелюбимым делом. Из-за того, что у нас отсутствует культура создания семьи, люди рано женятся, происходит это неосознанно, не по любви или просто потому, что родители так хотели. Соответственно, человек еще и несчастлив в браке. Как вы думаете, что с ним будет? Такая ситуация полностью его обесценивает, расчеловечивает. На ком он весь этот негатив будет вымещать? На тех, кто рядом. Женщины тоже проявляют насилие в отношении мужчин, а папа и мама - в отношении детей, которые находятся без защиты. Поэтому чем ниже уровень общества, тем больше насилия, криминала, суицидов. Чем выше уровень образования, воспитания и культуры, тем ниже уровень преступности. Это же совершенно понятные вещи. Я не говорю о том, что прочитала какие-то научные труды, это просто жизненная аксиома. Мы должны заниматься образованием, воспитанием детей, культурой, чтобы вырастить сильное поколение, которое будет заниматься любимым делом, создавать осознанные браки, рожать детей. А сегодня о чем идет речь? Ужесточить законодательство, создать больше кризисных центров, больше ювенальных прокуроров, полицейских, психологов. Но самое страшное уже случилось: ребенка избили, женщину изнасиловали, и мы должны «тушить пожары». Это не изменит ничего. Мы должны исключить причины. Это не вопрос гендера, а проблема культуры, образования и инвестиций в человеческий капитал.
Серикбол Барижанов, визажист-стилист:
- Гендерное равенство в профессиональных сферах, особенно в бьюти-индустрии, безусловно, есть. А вот в быту, семейной жизни, как мне кажется, еще нет. На мой взгляд, и женщины, и мужчины навязали друг другу какие-то обязанности. Многие мужчины уверены, что женщина должна полностью все делать по дому и никуда не высовываться, ничего не хотеть, ничего не просить. Женщины убеждены, что мужчина должен полностью обеспечивать, тянуть все на себе. Что я сейчас наблюдаю?
Женщины берут на себя слишком много ответственности, потому что устают ждать от мужчин каких-то поступков, и взваливают все на свои плечи.
Дома она - мать, келинка, на работе – как бизнес-леди. Быть может, это не касается всех женщин, я ориентируюсь на свое окружение. И есть определенные перекосы в быту. Такие же и в отношении мужчин. В обществе принято, что мужчина должен быть добытчиком. Это было всегда, еще с древних времен. Но сейчас бывает так, что мужчина просто не может столько добывать. Возможно, когда-нибудь мы придём к гендерному равенству. Но, на мой взгляд, мужчины и женщины все-таки должны выполнять свои функции и обязанности: мужчина - добывать, женщина - распределять эту добычу, следить за детьми. Это не значит, что она должна служить мужчине, скорее, все должно решаться обоюдно. На самом деле у нас есть сильные, умные, воспитанные мужчины и очень мудрые женщины, но хотелось бы, чтобы их было больше.
"Женщине в Казахстане стараются навязать роль домохозяйки"
Асель Тасмагамбетова, президент благотворительного фонда «Саби», дочь бывшего премьер-министра Казахстана Имангали Тасмагамбетова:
- Когда мы говорим о Казахстане, то вспоминаем о нашем менталитете. Существует стереотипное мышление, что женщина должна знать свое место, заниматься домом и детьми. Но история показывает, что женщины в Казахстане достаточно активны, они умеют совмещать дом, семью и бизнес, быть на руководящих позициях, достигать больших высот. Думаю, что все зависит от человека, возможности есть всегда. Конкуренция с мужчинами есть, все-таки мы живем в мужском мире. Если сравнивать с другими центральноазиатскими странами, то Казахстан находится в более выгодном положении. Думаю, что сейчас много говорят о гендерном равенстве, правах женщин, девочек буквально со школьной скамьи, и скоро этот вопрос будет неактуальным.
Гульбахор Хасанова, продюсер, основательница и руководитель казахстанской медиаакадемии и телеканала, актриса:
- Думаю, что оно присутствует, и воля каждого человека выбирать: он живет в гендерном равенстве или нет. Жертвы ищут причины, победители – возможности. Если говорить о конкуренции с мужчинами, то думаю, что у девушек есть большой козырь.
Алина Алдамберген, председатель правления Казахстанской фондовой биржи (KASE):
- В Казахстане есть гендерное равенство. Потому что прежде всего права женщин гарантированы Конституцией. Это право работать, получать зарплату наравне с мужчинами, многие другие правовые условия созданы: декретный отпуск, трудовой режим для женщин с детьми, возможность обучения. В некоторых странах с этим проблемы. Например, есть страны, где запрещено обучать девушек. И я считаю, что в Казахстане достаточно много привилегий. Но есть еще над чем работать. Самым актуальным направлением является домашнее насилие. Сейчас по нему проводится работа. Женщины сегодня присутствуют в разных профессиональных сферах, бизнесе.
В Казахстане мы можем обучаться, работать, и среди женщин много специалистов высокого уровня. Но все-таки есть доминирование в определенных отраслях.
Например, в малом и среднем бизнесе очень много женщин. Неравенство мы чаще видим, когда женщина стремится стать руководителем в крупной компании. Это связано с тем, что помимо работы женщина отвечает за семью и детей, и если не обустроен быт, это лишает ее возможности занять руководящую должность. Но эту проблему можно решить при поддержке родных и близких.