Если заглянуть в историю, наибольшее предпочтение из всех животных древние тюрки отдавали коню. Говорили, что нет чище существа на земле, чем конь, нет величественнее! В тюркском языке насчитывается сорок эпитетов, обозначающих только масть коня!
Во всем мире любители лошадей объединяются в клубы, строят конюшни для своих питомцев, чтобы обожаемая лошадка ни в чем не нуждалась.
Мы отправились в поселок Ожет, что на окраине Алматы. Глава Ассоциации чистокровного арабского коневодства в РК Нурлан ТЛЕВЛЕСОВ около двадцати лет занимается лошадьми, у него своя конюшня. Говорит, желающих завести коня с каждым годом все больше. Даже отсутствие “лошадиных хором” не останавливает людей:
– Казахстан повторяет путь разных стран, в которых есть общественные конюшни, где можно содержать лошадь. Здесь лошади живут, за ними ухаживают, кормят, а владельцы ежемесячно вносят “квартплату”. По выходным они навещают своих животных, общаются с ними, выгуливают. Многие владельцы живут в многоэтажных домах, при этом покупают лошадей… Еще заметил: когда люди только начинают увлекаться, то заводят животное, чтобы кататься на нем. Но со временем проводят все свободное время с ним. Животное становится членом семьи, объединяет поколения. На конюшне живет кобыла Кокетка, которую содержат дедушка, его сын, а теперь приучается и внучка. Как-то одна бизнесвумен сказала, что хочет купить лошадь, чтобы объединить членов своей семьи. Были случаи, когда лошади действительно “цементировали” отношения между мужем и женой.
Те, кто общается с лошадьми, единодушно считают: это дает море положительных эмоций и благотворно влияет на здоровье в целом. Ведь при посадке на лошади невозможно сидеть с согнутой спиной, а значит, она распрямляется, улучшается осанка, активнее работают легкие. Один из видов альтернативной медицины – иппотерапия, лечение с помощью лошади, активно используется в мире и развивается в Казахстане.
На конюшню нередко родители привозят детей с ДЦП, синдромом Дауна. На лошади они ездят без седла.
– Родители отмечают: после общения с лошадьми дети становятся более общительными, эмоциональными, радостными, постепенно у них уходят спазмы мышц,– говорит коневладелец.
У нашего эксперта я поинтересовалась: правда ли, что казахстанцы покупают лошадей, чья стоимость превышает самые дорогие марки машин?
– Боюсь, нет такой машины, которую можно было бы сопоставить по цене с лошадью. Шейх Саудовской Аравии обладает лошадью, страховая стоимость которой 320 миллионов долларов. В Ирландии есть конезавод, там лошади не продаются, так как не имеют цены! Здесь одна садка жеребца на кобылу стоит 500 тысяч долларов.
Казахстанцы, как правило, покупают лошадей на аукционах в других странах. В основном чистокровных животных арабской и английской пород. Стоить лошадка может 100–200 тысяч и даже миллион долларов! Потомство от привозных лошадей, можно сказать, на вес золота. У каждой породистой лошадки есть свой паспорт. Удивительно, но проводятся даже ДНК-тесты жеребят. Чистокровки заносятся в казахстанскую, а после в мировую племенную книгу.
По мнению Нурлана Тлевлесова, коневодство – это не только удел богатых, но и одно из направлений сельского хозяйства. Работа есть и у конюхов, и у животноводов, и у мастеров, изготавливающих сбрую:
– Молодежь, которая ухаживает за лошадьми, как правило, не курит, не пьет – лошади не выносят запаха алкоголя, не шатается по улице. Словом, это очень хороший способ воспитания и вложения государственных средств. Жаль, что у нас нет ни одного ипподрома, тогда как в Швеции, чья территория в разы меньше, их 23. Мой хороший знакомый, любитель лошадей Даурен Толеуханов живет в Ньюмаркете. Этот город в Англии называют меккой лошадей, там они в каждом дворе есть. Он выступает на скачках за нашу страну и пытается поднять имидж казахстанского коневодства за рубежом. Ему приятно было слышать от европейцев, побывавших в Праге на скачках, что они познакомились там с великолепным наездником-казахом по имени Бауыржан.
Мы тоже познакомились с тем самым Бауыржаном МЫРЗАБАЕВЫМ, о котором теперь знает вся Европа. Наш земляк в 2013 году получил титул лучшего профессионального жокея в Чехии, одержав больше всего побед на скачках.
О себе парень рассказал, что вырос в деревне, ухаживал за лошадьми. Три года назад поехал в Чехию, работал конюхом, потом стал ездить верхом. Выучил чешский язык и даже сдал на нем экзамен для получения лицензии жокея. Только в 2013 году он провел 250 скачек.
Говорит, ездить верхом, заложено у казахов в генах.
– Бауыржан скромничает, а ведь он первый казах, который стал в европейской стране номер один, – с гордостью говорит о своем подопечном Нурлан Тлевлесов.
В зоопарке Алматы только теплолюбивые зебры переведены в закрытый павильон. Другим непарнокопытным – пони, лошадям Пржевальского – морозы не страшны!
– В Европе маленьких лошадок, пони, выводили для тяжелых работ на угольных шахтах, – рассказывает заведующий научно-методическим отделом зоопарка Константин ПЛАХОВ. – По международной системе классификации пони считаются те лошади, которые в холке ниже 145 сантиметров. Поэтому многие из наших лошадей тоже попадают в разряд пони.
Лошадь Пржевальского, исчезнувшая в дикой природе в середине ХХ века, от домашних отличается сложением – она крепкая, с большой головой, грива и хвост у нее не растут и выглядят, словно подстриженные.
– Пропорции конечностей отличаются – лопатка длинная, плечо короткое, так что седло на нее не наденешь, – поясняет эксперт. – Сейчас все основное поголовье сосредоточено в крупных питомниках в Украине, Чехии, Голландии, Германии. Монголия, Китай разводят лошадей в дикой природе. В казахстанском парке “Алтын эмель” работает программа по восстановлению лошади Пржевальского. Их разведение контролируется на международном уровне.
Лошади Пржевальского, не знающие, что такое седло, добродушны к людям. У посетителей даже выпрашивают морковку и яблоки. Но зимой лакомство им дают редко, так как оно замерзает, что вредно для пищеварения.