Режиссер: Валерий Тодоровский.
В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев, Евгения Брик, Игорь Войнаровский, Екатерина Вилкова, Константин Балакирев, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Алексей Горбунов.
В истории современного российского кино появился первый чистой воды мюзикл. И хотя создатели “Стиляг”, называющие свое детище “главным фильмом нового года”, не употребляют это слово в афишах и массированной рекламной кампании, это он и есть, мюзикл. Мюзиклов и в советском кино было раз-два – и обчелся. Потому что “Мэри Поппинс, до свидания”, “Небесные ласточки” и даже “31 июня” – это все-таки музыкальные фильмы. Убери из действия музыкальные номера, и ничего не изменится. А вот фильмы Григория Александрова или “Д’Артаньян и три мушкетера” уже почти мюзиклы. Попробуй выкинуть песни – не получится, они там в действие вплетены.
…Москва 1955 года. Пока благопристойные советские граждане на площадках в парках танцуют идеологически выдержанные танцы под идеологически выверенные мелодии, смотрят фильмы в летних кинотеатрах и пьют сладкую газировку, комсомольцы устраивают облавы на стиляг. Когда идолопоклонников Запада удается застукать за исполнением растлевающих джаза и буги-вуги, в ход идут кулаки и ножницы – режутся набриолиненные чем придется коки, цветастые галстуки и брюки-дудочки. Во время одной из таких облав комсомолец, спортсмен и не совсем красавец Мэлс (Шагин) влюбляется в девушку из вражеского лагеря Полину, или просто Пользу (Акиньшина). Ради любви он готов даже сам стать стилягой, тем более на поверку оказывается, что ничего страшного в этом нет. Поначалу.
За собственно мюзикл Валерию Тодоровскому со товарищи пятерка с плюсом, тогда как остальные киносоставляющие вышли на четверочку с минусом.
Почти каждый музыкальный номер в “Стилягах” – это чистый восторг. Как Сергей Гармаш (а все актеры поют сами) в начале затягивает “Человек и кошка”, так тут же и хочется самому запеть да затанцевать в кресле. Для тех, кто удивился, – нет, не желанию автора, а названию песни – да-да, именно “Человек и кошка” Федора Чистякова и группы “Ноль”. Практически вся музыка в “Стилягах” родом из рока 1980-х.
Получилась видоизмененная идея мюзикла “Мулен Руж”: если там брались неизмененные хиты, подгонявшиеся под ситуацию, то здесь от хитов по большей части остались лишь музыка (местами в чудесной свинговой обработке) и строчки припевов. Куплеты переписаны под действие – когда удачно, когда не очень. Мне не понравились номера под “Старый корабль”, где текст “Машины времени” вообще полностью переписали, и под “Бейбу” “Бригады С”. Зато ко всем остальным песням вполне применима приставка “супер”! Особенно к гипнотическому, даже пугающему номеру комсомольского собрания под “Скованные одной цепью” и к “Американской жене”, когда не зазорно сказать: “Как в западных мюзиклах!”. Это и о картинке, включая операторскую работу и цвета, и о сюжете, и о постановке.
Понравились и почти все актеры. Главных героев оставим за скобками – им полагалось любовь играть, зато как хороши те, кто рядом с ними! Прежде всего вожаки двух лагерей – сын высокопоставленного дипломата и стиляга Фред (сценарист Юрий Коротков утверждает, что списал его образ с… Юлиана Семенова) и комсомолка Катя. Пара небольших сцен у Олега Янковского, но таким мастерам малый хронометраж не помеха. Ну и, конечно, Сергей Гармаш в роли отца Мэлса. Какого Человека он сыграл! В критике советского времени таких называли “олицетворение народной мудрости”: немногословный, добрый, справедливый, незаметно ироничный. Изумительная работа Гармаша, впрочем, как всегда.
В плюсы добавим также историческую стилизацию. Подкопаться не к чему, по крайней мере бросающихся в глаза ляпов нет.
Ну а теперь о минусах. Прежде всего фильм сильно портит не вписывающееся в каноны жанра и вообще выглядящее инородным телом противное нытье персонажей Ирины Розановой, Алексея Горбунова и особенно Леонида Ярмольника в стиле, “как все плохо в советской стране, даже чихнуть нельзя, чтобы в тюрьму не угодить!”. Смотрится это нытье совершенно ужасно и фальшиво, но, по счастью, занимает немного времени – в сумме минут пять, не больше. Во-вторых, Тодоровский и Коротков явно перегнули с концовкой. История о негре Майкле и его страсти к белокурым москвичкам – это уже лишнее.
В целом 5+ на 4– дают твердую четверку: кто любит мюзиклы, посмотрите обязательно. Кто любит эпоху 1950–60-х и рок 80-х – то же самое.
Оценка автора – 8 из 10.
Интересный факт
“Стиляги” – третья совместная работа режиссера Валерия Тодоровского и продюсера Леонида Ярмольника после картин “Мой сводный брат Франкенштейн” и “Тиски”. Во всех трех Ярмольник также выступил в более привычном амплуа актера.
Дмитрий МОСТОВОЙ