Причиной тому, как мы отмечали, стали неурегулированные отношения между китайской и казахстанской сторонами, процедуры пропуска и перегрузки многотонных грузовых машин. Китайцы передали часть этой функции казахстанской стороне. Однако наша сторона по неизвестным причинам медлит…
Из-за этого на Хоргосе образовалась многокилометровая пробка. Сотни дальнобойщиков устали стоять в очереди под палящим солнцем. Каждый день на автобане происходят стычки и скандалы не только между водителями фур, но и с представителями власти. Иногда дело доходит и до мордобоя.
Как водители большегрузов докатились до обочины дальнобойной жизни и что мешает казахстанским таможенникам наладить работу - в репортаже нашего спецкорреспондента.
Остановка Батьки
Фура дальнобойщика Сергея Руденко (он же Батька. - Прим. ред.) «окопалась» на обочине вдоль трассы приграничного поста "Хоргос" и уже 27-е сутки «держит оборону»: своим грузовиком он перекрыл движение по автостраде пытающимся пробраться вне очереди «блатным» грузовикам. За круглосуточное дежурство неистового дальнобойщика этот участок трассы окрестили «остановкой Батьки».
- На следующий день после выхода первой публикации в газете «Караван» о беспределе на автобане на "Хоргос" с мигалками прибыли люди в камуфляже. Постояли полдня, походили вокруг фур - и все, уехали восвояси. Где-то час над нашими головами кружил вертолет, на борту которого, говорят, был какой-то генерал. Что он там пытался разглядеть среди стоящих на обочине фур, неизвестно. На время «толкачи» притихли, но как только военные покинули пост, снова началась вакханалия, - говорит дальнобойщик Юрий Климов. – К нам обращались «блатные» с просьбой переговорить с Батькой, чтобы тот пропустил их вне очереди к заветному таможенному посту. Но мы отказались.
Батька не пропустит без уважительной причины фуру, проехать могут только легковые машины и кареты скорой помощи. Остальные должны соблюдать очередь. Он правильный мужик, с понятиями.
- У меня тут своя «таможня», - смеется Батька. – Если полицейские не могут никак остановить беспредел с бесконечным потоком большегрузов, водители которых, по нашим сведениям, заплатили немалые деньги, чтобы их протолкнули к «Нур жолы», то лично я готов сам навести порядок. Пропускаю только груженые фуры со скоропортящимися продуктами, остальные пусть стоят в очереди, как все.
«Два кусочка колбаски»
«Остановка Бати» стала очередной головной проблемой не только для «толкачей», но и для местного командира роты патрульной полиции Сакена Жаксыбаева.
- Вчера днем возле платежного терминала собрались водители, у которых заканчиваются визы в Китай, и попросили полицейских оказать им помощь - вне очереди сопроводить их до пропускного пункта, - говорит полицейский. - Многие водители с пониманием отнеслись к этому и проявили солидарность, но только не Батька. Вечером я уехал домой, на следующее утро смотрю, около фуры Батьки собрались 10 человек и митингуют. Подъехал поближе к ним, а они меня обвиняют в том, будто я деньги взял с «толкачей». Я разозлился на него. Как так? За столько лет своей безупречной службы в органах полиции меня еще никто не обвинял в коррупции.
Я сказал Батьке, что подам за него в суд за оскорбление и клевету. У меня совесть чиста, а вот почему этот дальнобойщик не пропускает фуры, еще неизвестно.
«Толкачи» мне сказали, что старик потребовал у них за проезд литр водки и кусок колбасы.
Взаимные упреки о колбасе и о коррупции на дороге чуть было не переросли в стычку между полицейским и дальнобойщиками, пока по рации не донеслось тревожное сообщение о новых нарушителях. Протестанты тут же умолкли, полицейский умчался по вызову в сторону таможни.
«Полный хаос!»
Дальнобойщик Владимир Н. (фамилия имеется в редакции. – Прим. авт.) приехал на "Хоргос" из Беларуси. В очереди за вожделенным грузом из Китая он стоит почти три недели. За это время его фура продвинулась всего на 7 километров. До поста осталось еще два километра.
По его словам, «толкачи» предложили ему за 500 долларов сопроводить до таможенного поста. Но, получив деньги, они тут же скрылись.
Попытки вернуть деньги у Владимира не увенчались успехом.
- Я исколесил всю Европу, Азию и Россию, но такого беспредела, как на "Хоргосе", еще не встречал. Я в первый раз приехал на «Нур жолы» и больше сюда ни ногой, - возмущается Владимир. – "Хоргос" – самый дорогой таможенный пост. Хотя раньше таковым считался пост «Елама» в Узбекистане. Там тоже много денег требовали, пока однажды туда не нагрянули спецназовцы и всех не арестовали. На "Хоргосе" полнейший беспредел, постоянные потасовки и выяснение отношений. В Казахстане вообще непредсказуемо, как все дальше произойдет. Я не знаю, как вести себя тут. Хорошо, что местные ребята за нас заступаются и за собой продвигают в очереди. Приезжают люди на крутых джипах и начинают отталкивать наши фуры, чтобы пропустили их. Если не соглашаешься, угрожают. При мне Батьке угрожали сжечь его грузовик, даже бутылки с зажигательной смесью кидали под колеса.
Я привез товар из Германии, в Алматы выгрузился. Потом мне шеф сказал ехать на "Хоргос". Я стою почти 20 дней. Сегодня у нас была стычка с полицейскими чуть ли не с мордобоем. Им прямо в глаза говоришь, что они продажные, а они нам угрожают.
Говорят, что мы границу не переедем или насильно увезут в больницу как носителей заразной болезни.
У меня шесть пройденных COVID-тестов в России и других странах, но в Казахстане никто даже не предлагал пройти обследование на наличие коронавируса. Полный хаос!
«Дядька, дай полтыщи!»
Помимо «толкачей», на "Хоргосе" стала орудовать группа подростков, которые, смекнув, что на страданиях дальнобойщиков можно неплохо подзаработать, стали предлагать свои услуги.
- Ближе к вечеру на автобане появляются пацаны лет 14-16, которые предлагают водителям за пятьсот тенге посторожить фуру ночью, – говорит украинский дальнобойщик Андрей М. (фамилия также имеется в редакции. - Прим. авт.). – Если им говорить, что ты не местный и некуда ехать ночевать, тогда они отстают. Иногда эти малолетки всерьез нам угрожали тем, что если мы не заплатим полтысячи тенге, то могут проколоть колеса. Местный рэкет какой-то! Таких я не встречал ни на одной границе.
Помимо подростков, на автобане можно встретить и продавцов питьевой воды. Их услуги, по словам водителей, стоят от тысячи тенге и выше.
- Где они набирают воду: из местной речки или колодца, мне неизвестно. Но мы рады и этому, – говорит Андрей. – Больше месяца ни помыться по-человечески не можем, ни побриться, ни поесть. Биотуалеты и мусорные металлические бочки хоть бы поставили. Повсюду вонь и смрад. Жара под градусов 40. Одежда наша потом провоняла, можно сразу выкидывать ее.
Весь этот ажиотаж создан искусственным путем, чтобы лишний раз взять с нас деньги.
Ребята, которые возвращались с границы, говорят, что китайцы не препятствуют погрузке фур и готовы принять еще больше машин, что часть этой процедуры передали казахстанской стороне. Но наша таможня с этим не справляется.
Кроме толкачей и группы подростков, на трассе появились еще одни «бизнесмены», или, как их называют дальнобойщики, перегонщики.
- Это тоже ушлые жаркентские ребята, которые за определенную сумму могут провезти уже через границу фуру, если, допустим, закончилась китайская виза у хозяина грузовика, - говорит Дмитрий Е. (имя имеется в редакции. - Прим. авт.). – К ним у нас нет никаких претензий. Они свою работу выполняют честно. Только как им удается продлить визу, остается для нас загадкой.
Виноват коронавирус?
О том, что на самом деле творится по ту сторону границы за колючей проволокой, нам приходилось лишь догадываться. По слухам, помимо жесткого пропускного режима, на самом посту введен строгий карантин: семеро сотрудников погранслужбы, включая начальника таможни, заразились коронавирусом.
После того как поднялся общественный резонанс в прессе о ситуации на границе, на связь с журналистами вышел исполняющий обязанности начальника таможенного поста «Нур жолы» Турсынбек Ермеков.
- Вы, оказывается, приезжали к нам? – искренне удивился таможенник. – Лейтенант Кошкарбаев, который вам дал комментарии, не относится к нам. Вам нужно было оформить документы, и мы выписали бы пропуск. А что касается начальника таможни, то он действительно заболел коронавирусом, к сожалению.
- В чем причина простоя шести тысяч фур на приграничной зоне, вы могли бы нам объяснить?
- Это не к нам вопрос. В целом, это все из-за коронавируса. Во всем виновата пандемия. До карантина, то есть до января, мы пропускали по 150-200 машин. Никакой очереди не было, вам могут подтвердить это и дальнобойщики. Как произошла вспышка этой заразы, мы не стали закрывать границу, однако Китай не запускал к себе. После того как они ослабили режим и уже у нас появился коронавирус, то они решили вдвойне усилить контроль на границе. Видимо, боятся, что снова заразятся.
- Поэтому они решили передать часть функций по погрузке казахстанской стороне. И почему вы медлите?
- Это не к нам вопрос.
- Какое отношение имеют «толкачи» к таможенной службе? Дальнобойщики не исключают, что это как-то взаимосвязано.
- К пункту пропуска мы никакого отношения не имеем. Мы не знаем никого. Никаких "толкачей" я не знаю. К нам заезжают машины, мы оформляем их в законном порядке. Мне кажется, что просто этой ситуацией пользуются мошенники, которые прикрываются якобы связями в таможне. Пусть покажут нам их в лицо. Мы каждый день со своими сотрудниками проводим соответствующую работу. На таможенный пост никто не может близко подойти. У нас жесткий карантин! Остальное - чушь и инсинуации!
- Вы видели, какой возник хаос на автобане?
- Это просто страшно! Вы знаете, мы иногда сами не можем попасть на работу. Я не могу это вам объяснить. Благодаря слаженной работе КНБ и таможни они через МИД проводили встречи с китайской стороной, сейчас в день они принимают по 100 машин. Но некоторые водители сами виноваты.
- Вы говорите о ста машинах, но я лично насчитала у таможенного поста 25… Что скажете?
- У меня есть ежедневная статистика, мы пропускаем именно сто машин. Не меньше.
Ответ таможенника только рассмешил бесстрашного Батьку.
- Все, что он вам сказал, – это лагман без подлива! - смеется дальнобойщик. – Я разговаривал с ребятами, которые возвращались с таможни с грузом. Уверяют, что там все тихо и спокойно. Китайцы слаженно работают. А вот почему наши вокруг фур просто так вертятся, непонятно… Кстати, у меня тут идея одна родилась: нужно ввести талонную систему пропуска. Тогда обнаглевшие водители фур не смогут без очереди проехать за границу, и платить уже никому ничего не надо будет.
P.S. На прошлой неделе редакция газеты «Караван» направила запросы всем заинтересованным государственным органам: министерству финансов, в чьем ведении находится таможенная служба; в КНБ, контролирующий деятельность пограничных войск, министерство торговли и интеграции, министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Всем госорганам был задан один простой вопрос: что вы делаете, чтобы разобраться в ненормальной ситуации, сложившейся на таможенном посту «Нур жолы»?
Прошла уже неделя. Реакции никакой. Или чиновники судорожно придумывают ответы, которые удовлетворили бы всех, или с тем же рвением ищут крайнего, на которого можно повесить все проблемы и отправить в «конец очереди» сам вопрос о том, почему до сих пор на казахстанской стороне не организована перегрузка дальнобойных машин?
Хоргос