В прошлом году областной маслихат дважды рассматривал вопрос о бедственном положении школ на повестке дня сессий. В результате было принято решение о выделении 106,2 миллионов тенге на нужды школ, в частности на капитальный ремонт. Однако латание дыр минимальными средствами не принесло желаемого успеха. И по сей день четыре школы в области находятся в аварийном состоянии. Средств катастрофически не хватает!
104 сельские школы Кызылординской области расположены в приспособленных помещениях. Из них 32 нуждаются в капитальном ремонте и еще 14 находятся в аварийном состоянии. Хотя, по сведениям санэпидстанций, в не менее бедственном и аховом положении находится целый ряд школ, расположенных в селах: Кентуп, Жайылма, Келинтобе. Увы, эти проблемные учреждения образования даже не вошли в черный список, поэтому им рассчитывать не на что. Очередь получения бюджетных денег долга и непредсказуема. Правда, пока никто не говорит о закрытии ненадежных школ. Но это до первого ЧП. Когда потечет или завалится крыша, школа остановится и надолго.
Износ многих зданий достиг критической отметки. Латать старые здания бессмысленно. Надо строить новые типовые школы. И в этом направлении есть в области люди вперед смотрящие. Депутаты области планировали, что в этом году одна такая новая школа уже появиться на станции Торетам Кармакшинского района. На строительство было предусмотрено 15 миллионов тенге. Увы, школы нет и по сей день. Есть официальное решение маслихата, но нет официальных денег. Поднять школу на спонсорские средства или вскладчину на родительские взносы на селе невозможно! Собственно, почему именно сельские школы начали медленно умирать? Ведь финансирование городских школ немногим отличается от сельских. В городе родители учеников стали негласными финансистами учебных заведений. На селе, где люди давно уже не видят живых денег, а если и работают, то зарплату поучают бартером: овощами, пшеницей, семечками... школы остались без какой бы то ни было копеечки. На "натуру" трубы не обновишь и парты не заменишь. Между тем и трубы и парты для многих школ области - проблема номер один.
Эрисмановкие парты, отработавшие свой век еще в прошлом веке, до сих пор обслуживают учеников. Школьная мебель 20-30 летней давности давно уже просится на свалку, но заменить ее нечем. За последние десять лет ни разу не приобретались новые парты, стулья, шкафы.
До сих пор многие школы Кызылординской области обогреваются с помощью печного отопления. Уголь и дрова - дополнительная головная боль для директоров 111 школ. Особенно много таких неприспособленных школ в Жанагорганском, Аральском и Казалинском районах. Вслед за проблемой печного отопления тянется еще одна насущная проблема: организация горячего питания для школьников. А как его организовать полноценно, если вода в школах тоже привозная? Дети пьют, пользуясь кружкой, привязанной на веревочку к ведру, как при царе Горохе. Здесь же можно услышать гневную речь санэпидемиологов, которые совершенно справедливо кричат о росте инфекционных заболеваний среди учеников. На привозном водоснабжении находятся 113 школ, бочки и умывальники стоят в школах через раз. Дезинфицирующих средств не хватает. У детей выявляются паразитарные инфекции, кожные заболевания. Кызылординская область считается неблагополучным регионом по заболеваемости вирусным гепатитом и туберкулезом.
С электричеством в школах - перебои. С газом - тоже. Школа, даже если вся в струнку вытянется, все равно не решит проблемы, от нее не зависящие. Наладить себе автономное и газо- и электроснабжение она не в состоянии, как впрочем и не в состоянии перенести уличные туалеты в помещения ( в малых селах отхожие места расположены на улице даже в детских садах и в больницах!). Между тем со школ никто не снимает ответственности за такой не радужный показатель: как последнее место в республике по организации горячего школьного питания. Си-ту-а-ция.
Кстати из-за перебоев с электроэнергией "стоят" не только кухни, но и "висят" компьютерные классы. Вся страна семимильными шагами идет в эру новых технологий, ( по крайней мере со всех трибун страны чиновники от образования говорят именно об этом), а пять школ Аральского района в этом году вообще отказались изучать информатику практически. Теоретически прикоснулись к компьютерам, а на деле изучать их не стали. Зачем мучиться? Света-то нет. В селе Атаншы такой предмет как информатика вовсе исключили из плана обучения. По той же причине. Некоторые школы никак не могут нормально приобщиться к новому предмету по другой причине: дорогостоящие компьютеры поступили в школы в "смешном количестве". Организовать практические занятия при наличии одного - двух компьютеров практически невозможно, и именно таким "невозможным" арсеналом техники обладают сегодня сельские школы.
Одна из типичных проблем сельской школы - ее переполненность. То, что занятия проводятся в три смены, уже не новость и не трагедия. Привыкли. Поняли. Приспособились. А вот то, что дети вынуждены сидеть за партами по три человека - это что-то новенькое! "Новаторами" сжатых посадочных мест в классах , не от хорошей жизни конечно, стали школы Жанакорганского, Шиелийского и Казалинского районов. Здесь в классах занимается иногда до сорока учеников. Разбить количество детей на несколько классов и избавиться "от перенаселения" таким путем не представляется возможным. Детей много, а учителей мало. И это тоже проблема номер один для периферийных школ. Учителей не хватает. Здесь стало почти что нормой, что учитель казахского языка - он же математик и историк. Плюс к этому несчастный педагог, ввиду отсутствия кадров, отдувается за всю учительскую братию, ведет совмещенные занятия одновременно в нескольких классах. Толку от такой учебы мало. Контрольные срезы знаний сельских учеников тому подтверждение. Однако кардинально переломить ситуацию никто не может.
Этот год, провозглашенный как год здоровья, дает возможность сегодня поднимать еще одну непраздную тему: спортзалы. Трудно представить, что в 96 школах области они просто отсутствуют. Хотя, если вспомнить, что школы расположены в приспособленных зданиях, то ничего удивительного в этом нет. А даже там, где спортзалы есть, нет спортивного инвентаря!
В общем Кызылординская область не может решить все эти напасти своими силами, исходя из возможностей местного бюджета. Ей срочно нужна помощь со стороны.
А в Костанайской области реформаторы сельских школ еще пытаются что-то предпринять своими силами. В частности совсем недавно там стартовала региональная программа "Открытая школа". В качестве альтернативы прежним запущенным школам предлагается новый вариант обучения: учительство на дому, то есть в доме учителя. Скорее всего, под школу нового типа будут выделены комнаты в акимате, куда дети будут приходить строго по индивидуальному графику. Учитель будет заниматься с ними индивидуально. Подобное нововведение касается тех школ, которые из-за малого количества детей и отсутствия учителей вынуждены были совмещать обучение разновозрастных детей " в одном флаконе". Абсолютно бестолковая практика такого смешанного обучения, привело к тому, что за несколько лет обучения в школе, ученики не научились читать быстрее, чем по слогам. А чтобы привлечь новые кадры учителей в глубинку, чиновники области намерены решить вопрос о предоставлении жилья учителю из средств бюджета. Может быть этого будет достаточно, чтобы учитель снова, как встарь, стал первым человеком на деревне? А малое село, позабытое - позаброшенное, стало маленькой кузницей народных талантов? По крайней мере, сегодня ясно одно: люди поняли, что содержать сельские школы в том виде, в каком они существовали в последние десять лет - невозможно.