Автором его стал еще один фигурант этого громкого дела, бывший банкир Нурлан Шаукеров, который, по версии следствия, якобы передавал взятки “черному генералу” за “крышевание” незаконной деятельности сети лжепредприятий. Напомним, речь идет о деятельности 86 фирм-однодневок, через которые незаконным путем было обналичено 77 миллиардов тенге.
По словам Шаукерова, на самом деле за всеми этими вымогательствами и “крышеванием” лжефирм стоит вовсе не бывший высокопоставленный чиновник Аманбаев, а завхоз финпола Рашид Есенжанов. Наступил 37-й год – генерал Аманбаев о судебном процессе
“Я – не местный, приехал из России. Поскольку работал в банковском секторе, мой круг знакомых, в основном, ограничивался предпринимателями. И единственным моим знакомым в правоохранительных органах был Есенжанов, – пояснил на суде Шаукеров. – Связывало меня с ним только то, что он должен был мне один миллион долларов. И поддерживал я с ним отношения только по причине заинтересованности в погашении долга”.
Как заявил банкир, однажды ему позвонил Есенжанов и попросил о срочной встрече: “Он сказал, что у него есть информация, что у Ильина и некоего Курилова есть лжепредприятия. Намекнул, что эти лжефирмы находятся у них в оперативной разработке… “Если Ильин хочет, чтобы у него и его компаний не было проблем, то нужно, чтобы он сработался со мной и моими людьми за 1,5 процента от ежемесячного оборота фирм”, – сказал он мне. После этого разговора я позвонил Ильину и попросил о встрече. Я пересказал ему содержание моего разговора с Есенжановым. На что Ильин разозлился: “Смотри, что делает, обложили со всех сторон, теперь вымогают”.
По словам Шаукерова, Ильин согласился на выставленные условия не сразу, а только через неделю.
“Где-то через неделю мы встретились с Ильиным. Он сказал, что подумал и решил принять предложение Есенжанова. “Если предупредили, то теперь не отпустят, пока не выпотрошат”, – сквозь зубы процедил Ильин. Но отметил, что может платить взятку в размере 1,1 процента от оборота компаний и только с начала 2013 года… – рассказал на заседании суда банкир. – Есенжанов согласился на условия Ильина и пообещал устранить все проблемы с проверками фирм сразу после первого транша. Также он отметил, что сам не будет встречаться с Ильиным, записал мне на бумажке номер телефона Данияра Абдиева (сотрудника финпола), через которого Ильин будет держать с ним связь”.
По словам подсудимого, с экс-главой Амирханом Аманбаевым он никогда тесно не общался. “У нас было шапочное знакомство на одном из бизнес-форумов, после я только один раз заезжал к нему на работу, чтобы поздравить с днем рождения”, – уточнил Шаукеров.
Все доводы следствия о том, что он якобы лично передавал взятки “черному генералу”, считает необоснованными.
“Обвинение, сфальсифицировав доказательства, пытается доказать, что я тесно общался с Аманбаевым, что мы постоянно встречались, то есть пытается представить все так, что я, как руководитель преступного сообщества, мог с Аманбаевым решить все вопросы, связанные с покровительством так называемых лжепредприятий. Но если это так, то я напрямую мог бы договориться по этому вопросу с Аманбаевым, без Есенжанова. Данное обстоятельство является еще одним подтверждением того, что обвинение подгоняло доказательства под свои вымышленные, ничем не обоснованные выводы”, – возмущен экс-банкир.
По его словам, единственным доказательством, на котором основаны выводы обвинения о передаче им взятки Аманбаеву, являются показания Есенжанова.
“Есенжанов в суде назвал мою фамилию 167 раз. Я в своих показаниях привел доводы, которые подтверждают ложность его показаний. А лжет он для того, чтобы скрыть свои преступления. Во время обыска у него изъяты крупная сумма наличности, машины и драгоценности. На следствии он отказался объяснять происхождение всех этих несметных богатств. И еще один важный момент: во время обыска у Есенжанова были обнаружены списки лжепредприятий. Почему он хранил у себя эти списки? Наверное, не из праздного любопытства. Он пытается всех вокруг обвинить, а себя показать невинной жертвой. Есенжанов, хвастаясь своими связями с высокопоставленными лицами, имел влияние на рядовых сотрудников финпола”, – резюмировал Шаукеров.
Продолжение следует