Взаимодействие школы и семьи на основе общечеловеческих ценностей

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, его вхождение в абсолютно новый мир, в котором у него, помимо прав, появляются и обязанности, где он вступает в сложные, многосторонние и разнообразные, зачастую противоречивые, отношения со взрослыми и сверстниками.

И замечательно, если в семь лет ребенок обретет вторую семью – школьную!

Для меня как учителя, человека, родителя семья и школа неразделимы. Вся моя жизнь с самого первого ее года и до сегодняшнего дня тесно связана со школой. Моя мама была педагогом и более 35 лет отдала образованию и воспитанию детей.

Мой собственный педагогический путь длиной 28 лет начался, когда мне было 19. На протяжении всего этого времени я воспринимала и воспринимаю школу и семью единым целым, настоящим союзом, содружеством. Это объединение заботливых родителей – мам, пап, давших ребенку жизнь, бабушек и дедушек, имеющих огромный опыт в воспитании детей, и нас с вами, уважаемые коллеги.

Именно на педагогов возложена огромная ответственность не только дать детям базовые знания по школьным предметам, но и научить их уважать и любить самих себя, окружающих людей, свою семью, отчий дом, родной край – свою малую родину, свое Отечество – страну, в которой родился, ценить труд, бережно относиться к природе, сохранять и защищать мир, в котором мы живем.

Включение семьи в образовательное пространство школы – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования всех его участников. При этом педагогу следует помнить золотое правило: родителям необходимо чувствовать, что их уважают, с ними считаются, к ним прислушиваются, их ценят.

Роль учителя в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика. Деликатное участие педагога в создании благоприятного микроклимата в семье – один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Мы вместе с родителями должны воспитывать наших детей среди святых воспоминаний прошлого и живых впечатлений дня сегодняшнего.

Как придерживаться такой воспитательной линии в ее практическом воплощении?

Ответ очевиден и однозначен – основой семейного и школьного воспитания должны стать общечеловеческие ценности. Только руководствуясь ими, ежедневно практикуя их в своей повседневной жизни, профессиональной деятельности, мы сможем добиться ожидаемых результатов.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана в канун 30-летия Независимости нашей страны Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения: «В нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность».

Одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива средней школы имени Маяковского (село Калбатау Жарминского района Восточно-Казахстанской области) является нравственно-духовное просвещение родителей.

Эта задача поставлена перед нами в рамках реализации Программы нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которой является Сара Алпысовна Назарбаева.

Работая в данном направлении, мы, педагоги школы, стремимся к достижению конкретной цели – сделать все от нас зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании, в душе и сердце запечатлелось как можно больше того, что освещено добротой, любовью, красотой, благородством и справедливостью.

Для всех педагогов нашей школы утверждение, что для воспитания гармонично развитой личности семья и школа должны объединиться, является аксиомой.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей трансформирует не только сознание учеников, учителей, но и родителей.

Участие в школьных мероприятиях помогает наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детьми и их родителями. Такой диалог может стать началом активного и плодотворного сотрудничества семьи и школы.

Хочу поделиться опытом установления контактов с родителями учащихся нашей школы с целью создания условий для взаимодействия в рамках системы семья – ученик – школа.

Для раскрытия роли общечеловеческих ценностей в семейном воспитании, основанном на любви, доверии, взаимопомощи и взаимном уважении всех членов семьи, в нашей школе проводятся мастерские родительства «Роль отца и матери в духовно-нравственном воспитании детей». Такие встречи направлены на формирование культуры общения родителей и детей через решение практических ситуаций, выполнение заданий в группах, обсуждение актуальных вопросов и проблем семейных взаимоотношений, сохранения семейных традиций и т. д.

Форум отцов «Роль отцов в духовно-нравственном воспитании детей» – мероприятие, уже ставшее традиционным в нашей школе.

Основные задачи данного форума: актуализировать понимание отцами важности духовно-нравственного воспитания детей в семье, формировать культуру общения отцов и детей, основанную на общечеловеческих ценностях.

Данная инциатива имеет большое значение не только для семей наших учащихся, но и для школы, района и области. Она важна и для всей нашей страны, потому что она отвечает главным семейным ценностям, за которые мы сегодня боремся, – за полную, дружную, сплоченную семью. Поэтому проведение таких форумов идет только на благо, объединяет семьи, а значит, укрепляет наше государство.

Слово отец звучит гордо! На таких мероприятиях папы обмениваются своим семейным опытом, заряжаются друг от друга мужской энергией, силой, получают нужную и полезную информацию, которую многие из них раньше считали не такой уж важной. Такое общение способствуют повышению статуса отцовства, улучшают имидж главы семейства, делают пап более ответственными в вопросах воспитания детей, а также придают импульс развитию и укреплению семейных связей и ценностей.

Это особенно важно для формирования ценностных ориентиров и самоопределения взрослых, жизненный пример которых, безусловно, способствует ценностной ориентации их детей.

В нашей школе учатся дети разных национальностей, есть ребята, которые воспитываются в многонациональных семьях, где один из родителей – представитель казахского народа, а второй – русский, грек, украинец или немец.

Невозможно сохранить мир в семье и обществе, если мы не научимся понимать друг друга, уважать историю, культуру, традиции других народов, живущих с нами бок о бок под одним, общим для всех шаныраком.

Поэтому доброй школьной традицией стало проведение детско-родительских собраний «Роль традиций и обычаев казахского народа в воспитании детей из многонациональной семьи».

Каждая семья готовит презентацию об обычаях и обрядах казахского народа, которые соблюдаются и в многонациональных семьях. К ним относятся такие традиционные ритуалы, как шілдехана, бесікке салу, қырқынан шығару, тұсау кесу и др.

Родители охотно рассказывают о своих семейных обычаях и традициях, вспоминают день свадьбы, дни рождения детей, представителей старшего поколения, другие праздники и праздничные даты, ставшие традиционными в их семьях, и, конечно, общенациональные праздники.

Воспитание детей в атмосфере любви и уважения к родителям, старшим, почитания предков – основа казахской народной педагогики.

Другая важная составляющая народного воспитания – с самых малых лет растить будущего семьянина путем привития ребенку положительных нравственных качеств: трудолюбия, терпения, уступчивости, прилежания, скромности, честности и т. д.

Для девочек старших классов и их мам проводим тренинговые занятия «Послушай меня, дочь».

Мамы и дочери собираются вместе, чтобы поговорить о том, как правильно воспитывать девочку, как сделать так, чтобы она выросла настоящей женщиной, хорошей хозяйкой, умелой и хлебосольной, верной женой и заботливой матерью, способной сохранить тепло и уют домашнего очага.

Мамы обсуждают поставленные перед ними задачи, высказывают свое мнение, советуются, иногда дискутируют. Выполняя задания в парах, женщины определяют главные качества, которые необходимо воспитывать в дочери: нежность, женское достоинство, заботливость, аккуратность, добропорядочность, хозяйственность, доброта, вежливость, благоразумие, отзывчивость, терпение, умение находить компромисс в отношениях и др.

При планировании и организации работы с родителями в условиях дистанционного обучения во главу угла была поставлена задача, направленная на создание условий для воспитания личности, способной к ценностному самоопределению на основе общечеловеческих ценностей, умеющей ориентироваться и находить выход в различных ситуациях современной жизни, в частности, в условиях карантина и самоизоляции.

Общечеловеческие ценности, которые взращиваются родителями в семье, формируют характер детей и позитивно воздействуют на процесс их воспитания и обучения, в том числе дистанционного.

Участие в дистанционных мероприятиях помогли наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детьми и их родителями.

Формой проведения такого диалога с родителями стали онлайн-встречи, челленджи (эстафеты) и различные конкурсы.

Многие взрослые задались серьезными вопросами: «Что конкретно мы можем сделать, чтобы жизнь детей была радостной, насыщенной и интересной даже в условиях карантина? Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив?»

С целью определения результативности работы, проведенной с родителями, и степени успешности оказанной им помощи в развитии навыков общения с детьми, мы провели онлайн-тренинг «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».

Общаясь с другими людьми, получая образование, развиваясь, человек усваивает знания, обретает мудрость и опыт, накопленные человечеством, постигает установившиеся в обществе законы и нормы, ценности и способы деятельности. Общаясь с родителями, ребенок, кроме того, получает поддержку в разрешении значимых для него вопросов и проблем, чтобы в конечном итоге познать мир и адаптироваться в нем.

На всех наших занятиях мы, педагоги, вместе с родителями учились этому непростому искусству – общению.

Чтобы закрепить знания, полученные на онлайн-тренинге «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания», мы запустили пятидневный марафон «Разговор по душам».

Разговор по душам – мощнейшее средство воспитания моральных и нравственных качеств ребенка, в результате чего добро, справедливость, порядочность, честность, совестливость будут пониматься им так же, как родителями.

На каждый день были даны определенные задания.

Первый день. За ужином всей семьей по очереди (по старшинству) рассказывайте, как прошел день, что в нем было хорошего, что особенно запомнилось. Это укрепляет семейные связи, а также формирует хорошую привычку доверительных бесед в кругу близких людей.

Второй день. Подойдите к ребенку перед ужином или после и расскажите ему какую-нибудь историю из своего детства, когда вы были в таком же возрасте (приятные, добрые воспоминания, о лучшем друге (подруге), о своем хорошем поступке и др.).

Третий день. В течение 15 минут поговорите с ребенком, поинтересуйтесь его увлечениями, расскажите ему о своих, но при этом старайтесь больше слушать, чем говорить.

Четвертый день. Поговорите с ребенком о фильме, который он недавно посмотрел, или о книге, которую он прочитал.

Пятый день. Придумайте сами тему для разговора.

В марафоне «Разговор по душам» приняли участие более 100 родителей, причем не только учащихся нашей школы, а также подписчики нашей школьной страницы Фейсбука.

Как взрослые, так и дети поделились своими впечатлениями от участия в марафоне. Некоторые ребята после общения с родителями почувствовали свою значимость, ощутили родительскую любовь и заботу. Один ученик так и написал: «Мне вести себя плохо расхотелось теперь совсем».

По результатам опроса, проведенного нашими педагогами, 54% участвующих в марафоне родителей уверяют, что искреннее, доброжелательное общение с детьми в течение дня творит настоящие чудеса! Заметно улучшается поведение, дети начинают проявлять явное стремление к успехам, становятся инициативными, лучше адаптируются к условиям школьной жизни, становятся социально активными, целеустремленными и т. д.

Если в вашей семье до сих пор еще нет этой традиции неформального общения, настоятельно рекомендуем – начните создавать ее!

Большой интерес в этом плане представляют исследования известного австро-американского психолога, педагога, доктора медицины, профессора Рудольфа Дрейкурса. Он разработал практическую методику применения теории индивидуальной психологии для понимания причин деструктивного поведения у детей и коррекции детского поведения без применения наказаний и вознаграждений. Дрейкурс пишет: «Ужасная трагедия взаимоотношений детей и родителей заключается в отсутствии общения. Все же, пока ваш ребенок еще ребенок, вы можете проложить дорожку друг к другу. Многое зависит от вашей способности уважать ребенка, даже если вы не согласны с ним».

А родителям, слишком озабоченным материальным достатком, хочется напомнить знаменитые слова выдающегося французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Помните об этом и дарите свое внимание самым дорогим и близким людям!

В процессе выстраивания взаимоотношений с родителями педагогическим коллективом средней школы имени Маяковского были опробованы разнообразные формы вовлечения семей обучающихся в жизнь школы. Это позволило нам создать основу для последующего совместного творчества: проведение нетрадиционных родительских собраний, выполнение творческих домашних заданий, реализация всевозможных детско-взрослых проектов и т. д. Все эти совместные мероприятия стали своего рода диалоговой платформой, что помогло нам сблизиться с родителями наших учащихся, членами их семей.

Это так здорово – когда все чувствуют себя комфортно, с уважением и интересом относятся к увлечениям друг друга. Возникает особая атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, в которой все вдохновлены, открыты для совместного творчества, созидания нового – нужного и полезного для каждого человека.

Но необходимо сразу и честно оговорить очень важный момент – такой результат возникает не сразу, не в одночасье…

За три года реализации Программы НДО «Самопознание» наши родители прошли путь от роли «благодарных зрителей» до активных участников мероприятий, проводимых в школе и за ее пределами. Но самое главное – они прошли этот путь вместе: друг с другом, с детьми и, конечно, с нами – учителями их ненаглядных чад.

Мы увидели огромный творческий потенциал и, что особенно порадовало, – искреннее желание многих родителей сотрудничать. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликаются на наши с детьми задумки, с удовольствием готовят творческие номера, презентуют проекты, мастерят, клеят, рисуют, шьют, вяжут, сочиняют стихи, готовят интерактивные презентации.

Родители перестали стесняться собственной индивидуальности, своих творческих идей, демонстрируют артистические способности, что приводит детей в восторг. Ребята испытывают огромную гордость: «Это мой папа танцует!», «Это связала моя бабушка!», «Это моя мама поет!»

Так мы пришла к идее проведения Фестиваля семейного творчества «Все начинается с любви!» – особенного праздника, который позволит каждой семье проявить свою уникальность и неповторимость.

Эта идея была горячо поддержана нашими коллегами – учителями музыки и ритмики, и все вместе мы окунулись в увлекательный творческий процесс.

Вспомним слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем дать детям большое человеческое счастье.

Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

И в наших с вами силах, дорогие коллеги, помочь ребенку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим – одним словом, Человеком! А это – главное достояние нашего общества, о котором в своем Послании говорил наш Президент!

И. Т. Тагиева, педагог-психолог, учитель самопознания, КГУ «Средняя школа им. Маяковского», с. Калбатау, Жарминский район, Восточно-Казахстанская область