Выстояли!

Выход немецко-фашистских войск к Волге круто изменил положение в западных районах Казахстана, в первую очередь это касалось тогдашней Уральской области. Перед партийными и советскими органами на первый план выдвинулись совершенно новые, необычные задачи, касающиеся подготовки к защите городов, сел и аулов от натиска врага. И без того сложная ситуация в регионе еще больше усугубилась.

В первую очередь это касалось южных районов Западно-Казахстанской области, которые вплотную примыкали к линии фронта. Мобилизация на фронт шла почти каждый день.

— Мой дед воевал под Сталинградом. В нашей семье сохранилось его последнее письмо, которое мы храним как дорогую реликвию. Гиният Косбаев в 1942 году добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб. У него остались три сына, старший из которых – мой отец. Тогда ему было всего лишь 9 лет, – рассказала внучка фронтовика Кунзия КОСБАЕВА на памятном мероприятии в Уральске, организованном в честь 75-летия победы в Сталинградской битве.

В театр военных действий была включена широкая полоса вдоль линии Джанибек – Сайхин – Шунгай Рязанско-Уральской железной дороги, подвергавшейся систематическим налетам фашистской авиации.

16 октября 1942 года по указанию Военного совета Сталинградского фронта Уральск был включен во фронтовую зону, а через 10 дней специальным распоряжением СНК СССР – в число пунктов противовоздушной обороны.

Объявлено военное, а затем и угрожаемое положение. Это значит, что город оказался под угрозой военного нападения, в первую очередь речь шла о массированных атаках с воздуха.

Профессор истории фронтовик Павел БУКАТКИН первым заявил, что Западный Казахстан находился в прифронтовой зоне и был ближайшим тылом Сталинградской битвы. Хотя почти до середины 70-х годов прошлого столетия считалось, что Казахстан – это глубокий тыл со всеми вытекающими последствиями.

Никто не хотел признавать и вводить в оборот даже терминологию: ближний тыл, прифронтовая зона. Менять создавшийся стереотип не собирались, это было никому не нужно.

И когда Павел Романович после поездки в 1962 году в Джанибекский район рассказал о реальной ситуации на проходившей научной конференции, мало кто ему поверил, столичные ученые мужи потребовали фактов и подтверждающих документов, воспоминаний местных жителей недостаточно, сказали ему.

Букаткину стоило огромных усилий и кропотливого труда в государственных архивах СССР, чтобы сломать создавшийся стереотип. Но советские чиновники продолжали ревностно относиться к вопросу непосредственного участия Казахстана в войне.

– И только в 1982-м в журнале “Вопросы истории” член-корреспондент АН СССР Ю. А. Поляков в статье “О понятии тыла в Великой Отечественной войне”, впервые ссылаясь на мою работу, правда, не указывая фамилии, пишет о Западно-Казахстанской области, как “ближнем тыле… где было намечено создание шести оборонительных рубежей”. Это означало, что теперь Западный Казахстан был официально признан тылом Сталинградского фронта, – рассказывал профессор истории Павел Букаткин.

Между тем 1942 год выдался тяжелым. В область были направлены войска ПВО, артиллерийские части и другие воинские подразделения на случай, если начнется наступление на Уральск с воздуха.

Работа по оказанию помощи фронту осложнялась тем, что вражеская авиация начала систематически бомбить населенные пункты Джанибекского и Урдинского районов, авиаударам подверглись железнодорожные станции. Участник Сталинградской битвы

– Только за октябрь – ноябрь 1942 года было зарегистрировано 33 налета самолетов противника, сбросивших 538 бомб на станции Шунгай и Сайхин. Наиболее сильные удары немецко-фашистская авиация нанесла по Джанибеку. В групповых налетах принимало участие до 30 самолетов одновременно, – отмечает в своих работах профессор Букаткин.

Как свидетельствуют акты Чрезвычайной государственной комиссии, убытки, нанесенные народному хозяйству Западно-Казахстанской области, составили свыше семи миллионов рублей.

– По моим исследованиям архивных документов, только на территории Урдинского района я выявил 297 фамилий погибших. Есть несколько братских могил, но многие безымянные. Также есть могилы на территории Джанибекского района, – рассказал директор Фонда содействия научным исследованиям Айбулат КУРУМБАЕВ.

Жители Джанибекского района после войны вспоминали о страшном налете 10 немецких бомбардировщиков на железнодорожный разъезд, где стоял эшелон с эвакуированными и ранеными солдатами.

С самолетов были сброшены бомбы, а также малозаметные препятствия. В результате бежавшие из вагонов запутывались в них, падали и попадали под обстрел из пулеметов.

Почти весь эшелон был уничтожен. 55 вагонов были сброшены под откос, а большинство сгорело. Погибло свыше 80 человек.

Под Сайхином была разбомблена и 196-я Краснознаменная Гатчинская стрелковая дивизия, которая участвовала в Сталинградском сражении. Дело в том, что она была направлена на пополнение, однако по дороге, недалеко от поселка Сайхин, попала под обстрел.

Спустя 40 лет после окончания войны урдинские следопыты нашли могилу солдат. В последующем останки 97 человек были перезахоронены.

В поселке установлен памятник этой дивизии.

Поэтому победа в Сталинградской битве для Западно-Казахстанской области имеет огромное историческое значение.

УРАЛЬСК