Выставка “Падал прошлогодний снег” открылась в Семее

Елка и игрушки, открытки и сладости, сказки и чудеса – словом, всё, без чего трудно представить Новый год и Рождество, – стали главными героями выставки “Падал прошлогодний снег” в Мемориальном доме-музее Достоевского в Семее.

Открыл выставку главный символ рождественской атрибутики – вертеп, воспроизведение сцены рождения Христа. Начало этой традиции положил еще в XIII веке Франциск Ассизский – один из почитаемых в Италии святых. По легенде, праздничным утром 1223 года он размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа. Его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. Стараясь воссоздать библейский рассказ, он неподалеку от итальянского селения Греччио нашел небольшой грот, установил ясли, соорудил куклу, изображавшую маленького Иисуса Христа и отслужил рождественскую мессу. Она очень понравилась простому люду. С тех пор вертепы стали традиционными.

– Кроме вертепных композиций, были вертепы механические и театрализованные, – говорит заведующая экспозиционным отделом Музея Достоевского Ирина СОЛОВЬЕВА. – В Италии есть даже музей вертепов. У нас представлена большая композиция, где помимо неизменных фигур Девы Марии и младенца Иисуса множество фигур пастухов и волхвов, выполненных в технике папье-маше.

В XIX веке очень популярными стали рождественские истории – особый литературный жанр, рассказывающий, как в Рождество чудо находит обиженных и несчастных. Не минула эта традиция и Федора Достоевского. На выставке представлены дореволюционные издания его рассказа “Мальчик у Христа на елке” и стихотворения “Божий дар”:

– Стихотворение о том, как Бог дал ангелу елку и отправил его на землю, чтобы он нашел самого доброго ребенка и подарил ему. Облетев множество детей, кричавших, что они достойны божественного подарка, он вручил его мальчику, который ничего не ждал для себя, а просил елку для больной сестры.

В таком же жанре написана знаменитая сказка Маршака “Двенадцать месяцев”, также ставшая экспонатом наряду с “Щелкунчиком” Гофмана и “Снегурочкой” Островского. Но главными героями выставки стали елочные игрушки.

– Традиция украшать рождественскую ель появилась в Германии, – напомнила Ирина Соловьева. – Сначала ее украшали настоящими яблоками и орехами, а когда в Германии случился неурожай, яблоки стали делать из ваты. Чуть позже появились стеклянные шары, а затем пришло время самых разнообразных фигурок.

В коллекции музея есть елочные игрушки конца XIX века. Впрочем, пухлые фигурки малышни 1950-х или космические ракеты 1960-х сегодняшним детям кажутся столь же старинными. Неизменными остались лишь главные фигуры январских праздников – Дед Мороз и Снегурочка.

Семей