Выставка «Cокровища Казахстана» открывает этой осенью новый сезон искусства в Лондоне

Шедевры казахского и русского искусства позволят зрителю проследить историю становления и развития казахской национальной школы живописи. Экспозицию пятидесяти полотен из музея Кастеева дополнят двадцать пять работ из частной коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, в которой широко представлено искусство казахстанских «шестидесятников» и современных художников.

Выставка станет уникальным событием в Западной Европе – это будет первая масштабная экспозиция музейной коллекции, состоящей из настоящих шедевров, не имеющих аналогов в мире. До сих пор собрание было практически недоступно для международного зрителя и только благодаря закрытию музея на реконструкцию, у Christie’s появилась эксклюзивная возможность привезти в Лондон истинные сокровища Казахстана – монументальные полотна казахских художников и шедевры русских мастеров из постоянной экспозиции музея.

Все картины из государственной коллекции можно будет снова увидеть в музее Кастеева, который будет открыт для публики в начале 2011 года.

Лондон выбран местом для экспозиции неслучайно, ведь он является мировым центром искусства, который, также как и Казахстан, стоит на перепутье разных культур.

По словам Алексея Тизенгаузена, главы международного департамента по русскому искусству Christie’s, выставка станет долгожданным и значимым событием для культурной жизни Лондона.

«В Лондоне уже достаточно широко сформировался интерес к русскому искусству. Мы два раза в год проводим здесь русские торги Christie’s. Европейскому зрителю уже знакомы имена русских художников – Павла Филонова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Зинаиды Серебряковой, чьи работы включены в экспозицию. Мы очень надеемся, что теперь тут запомнят имена и казахстанских художников Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Канафии Тельжанова, Салихитдина Айтбаева, и выставка будет встречена с большим энтузиазмом и положит начало длинной истории знакомства Лондона с казахским искусством».

История музейной коллекции глубоко уходит корнями в 1930-ые годы, когда более двухсот работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея были переданы в Алма-Ату как часть культурного обмена между республиками.

Таким образом, в коллекцию музея попала широко известная «Абстрактная композиция» (1910-ые гг., на иллюстрации справа) Ольги Розановой (1886/87-1918), представленная на выставке наряду с другими работами русских и западноевропейских художников.

Позже собрание музея также пополнялось работами, купленными у частных коллекционеров, эмигрировавших в Алма-Ату.

«Натюрморт» знаменитого автора «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (1878—1939), например, был куплен у Надежды Добычиной, владелицы знаменитого художественного салона, где впервые был выставлен «Черный квадрат» (1915 г.) Казимира Малевича (1878-1935), эвакуированной в Алма-Ату в начале Второй мировой войны.

Большую часть коллекции составляют работы, приобретенные на всесоюзных и республиканских выставках и напрямую у художников или их семей. Безусловными шедеврами являются монументальные полотна Молдахмета Кенбаева (1925-1993 гг.) «Беседа» (1958 г., на иллюстрации слева) и Канафии Тельжанова (р. 1927 г.) «На земле дедов» (1958 г.) и «Кокпар» (1960 г.), переданные музею после участия в республиканских выставках. К

Кенбаев и Тельжанов, получившие образование в Москве и Ленинграде, мастерски используют приемы реализма для передачи национального духа и представляют собой переходный период перед возникновением казахского национального стиля в 1960-ых.

Своего рода манифестом художественных идей 1960-ых стала картина Салихитдина Айтбаева (1938-1994 гг.) «Счастье» (1966 г.), в которой нашли свое отражение элементы, впоследствии ставшие центральными для национальной школы живописи: плоскосность, обобщение, цветовая насыщенность и образная символика.

Уникальность музейного собрания и искусства в Казахстане в целом заключалось отчасти в географической отдаленности Алма-Аты от центра СССР. Если в Москве любое небольшое отступление от официальных стандартов социалистического реализма считалось чуть ли не изменой Родине и могло грозить ссылкой, то в Алма-Ате такой крайности не существовало.

Художники, оставаясь в рамках соцреализма, тем не менее, могли быть более экспериментальны в своих поисках национального пластического языка. К тому же, очень часто московские и ленинградские художники, преследуемые властями за «формализм» и «приверженность западной традиции», ссылались именно в Казахстан.

Среди русских художников, представленных на выставке, многие жили и работали в Казахстане: с 1934 года Владимир Стерлигов лишился права проживать в крупных городах и провел несколько лет в Алма-Ате, где заложил начало своему знаменитому чашно-купольному методу, а Сергей Калмыков и Павел Зальцман приехали в Алма-Ату театральными художниками по распределению и остались жить и работать в казахской столице.

Отдаленность от центра не только позволила местным авторам быть более экспериментальными, но и кураторам музея отдавать предпочтение именно художникам-авангардистам.

Таким образом, музей Кастеева одним из первых стал активно собирать произведения художников, входивших в прогрессивное объединение начала двадцатого века «Бубновый валет».

В различное время его членами были такие художники, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер, и представленные на выставке Павел Кузнецов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк и Александр Куприн.

Также, несмотря на завещание художника продавать или дарить работы только русским музеям, сестра Павла Филонова согласилась передать несколько рисунков алма-атинскому музею, так как на тот момент только музей Кастеева мог выставить работы Филонова на своей экспозиции.

Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова дополняют выставку шедевров из музея Кастеева. В частном собрании находятся более тридцати живописных работ Жанатая Шарденова (1927-1992), чья виртуозная изобразительная манера делает художника поистине уникальным.

Он передает красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, – стиль, который сложно отнести к какой-либо категории илидвижению.

Работы современных художников Абдрашита Сыдыханова и Кенжебай Дуйсенбаева также включены в экспозицию и показывают, насколько поиски национальной формы, национального духа актуальны и по сей день.