Хорошо, если ты уверен в своих знаниях и поступишь на грант, или твои родители состоятельны и можно рассчитывать на их материальную помощь.
А если нет ни того, ни другого? Значит, мечты о высшем образовании нужно похоронить, или отложить на более поздний срок, когда ты, начав работать, сможешь откладывать на учебу. Но есть и более оптимальный вариант - учиться заочно.
Было время, когда заочное образование считалось достойной формой обучения, а не как ныне принято его называть - "взлетом-посадкой". Подтверждение последнему определению находишь при первой же встрече с работодателем, отвечая на его вопрос: "Как учились, на очном - заочном?" И маловероятно, что при ответе "заочно", предпочтение при найме на работу отдадут вам..., хотя, бывает, что шансы уравниваются.
Так уж повелось, что заочное обучение предполагает усвоение учебного материала самостоятельно. Время сессии отводится лишь для проверки полученных знаний посредством сдачи зачетов и экзаменов. Не хотелось бы обижать все вузы, но думаю, со мной согласятся многие - ситуация в некоторых учебных заведениях стала несколько иной.
- Меньше всего проблем, - говорит один из руководителей Петропавловского представительства Тюменского государственного университета, работающего на базе ЭТОКа, - с заочниками, которые уже работают по избранной специальности. Для них главное - это получить диплом. Он обеспечит продвижение по карьерной лестнице и повышение зарплаты. У них практика, послушают еще лекции, почитают чуть-чуть теории - и задание готово. Есть и другая категория студентов, на поведение которых мы закрываем глаза, хотя знаем, что их контрольные, курсовые и даже дипломные взяты из Интернета или куплены по объявлению, которыми пестрят страницы местных газет. Для нас главное - выполнить учебный план.
- Для преподавателя пресловутый учебный план и программа - это панацея. Их и придерживаемся, когда, раздавая тестовые задания студентам Российско-Казахстанского университета, - поддерживает тему разговора преподаватель этого вуза Н., - тут же раскладываем на столы листочки с правильными ответами. Я как-то попыталась возмутиться, но меня быстренько поставили на место, спросив: хочу ли я вообще работать и получать зарплату, а главное - дорожу ли я честью учебного заведения? Позже узнала, что за ответы теста студенты заплатили по 300 тенге каждый. Так я смирила гордыню. Лучше работать и получать деньги, чем … ну сами понимаете, - бороться с системой.
- Сказать честно, при работе с заочниками у меня руки опускаются. Времени для лекций и практики отведено настолько мало, что не знаешь, какие лекции для них важнее, - говорит еще один преподаватель одного из высших учебных заведений Петропавловска. - За очень короткое время надо вбить в головы студентов солидные объемы информации и еще заставить ее там задержаться хотя бы на время сессии. А если давать всего помаленьку, сами знаете, что получится.
- А как же знания?
Лучше всего на этот вопрос ответил директор Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии Мурат Телибеков: "Когда мы переводим образование на коммерческую основу, мы становимся заложниками этой системы. Потому что в этом случае в качестве критериев вузы, прежде всего, руководствуются финансовыми стимулами, а не знаниями студентов. Как только мы ставим обучение на коммерческую основу, позволяем вузам зарабатывать деньги, выгода становится приоритетной, они готовы принимать студентов, не знающих таблицу умножения, если за это им будут платить деньги".
А ведь на "очном" все иначе. Хочешь, не хочешь, а приходится (имею в виду добросовестных студентов) сидеть за учебниками, "пахать" над курсовыми и дипломами, решать задачи и писать контрольные. Словом, работы очникам хватает. Хотя и среди них уже немало желающих попросту купить что-нибудь из перечисленного. А борьба за желанный "автомат", который достается лишь немногим, запомнится на всю жизнь! (Каково же было мое изумление, когда узнала, что заочники могли получить "автомат" за считывание ответа с отсканированной страницы учебника).
Что скрывать, порой незадачливые студенты очных отделений вузов и колледжей приходят к консенсусу с преподавателем. За определенную сумму, пусть и не в денежном выражении, а в качестве презента, в зачетке появляется вожделенная оценка. Труднее, когда экзамен принимает комиссия, скажем, из трех человек, но и при таком раскладе договариваются. Деньги решают все.
И ведь не это страшно, страшно другое, когда "специалисты" начнут нас учить и лечить.
Меня всегда забавляет вопрос, который задают вновь испеченные врачи-терапевты: "А что вам раньше от давления выписывали?" Так и хочется сказать: "Загляните-ка в карточку, заодно и про это узнаете!" Да что толку, привыкнув лениться, получая знания, поленятся и здесь!
Согласитесь, разница между очным и заочным образованием довольно велика, особенно в плане качества получаемых знаний. Может быть, я сейчас слишком категорична или даже ошибаюсь, но заочное обучение больше похоже на сделку, в которой посещение сессий - лишь формальность.
Как ни грустно прозвучит, но в наше время высшее образование стало легкодоступным. Если раньше тебя "тянули за уши", приговаривая "ты мне потом спасибо скажешь", то теперь все чаще слышишь: "Тебе не надо, а мне тем более!".
Да и сами студенты еще лет десять назад стремились, как можно больше отдавать времени учебе, чтению книг, учебников, методичек и монографий на интересующую тему. Сегодня же уровень подготовки специалистов постепенно снижается. А все потому, что студенты-очники еще хоть как-то учатся, в чем им, как могут, помогают старосты, кураторы, родители и т.д. А вот заочник - птица вольная, хочу - учу, хочу - нет. Сессия все равно будет сдана рана или поздно, и диплом окажется в кармане.
К сожалению, настало время, когда даже "головастые" ребята вынуждены уходить на заочное отделение обучения. А связано это с дефицитом в вузах мест для студентов-очников, с увеличением оплаты за обучение. Последнее касается и молодых аульчан, ведь для них главное препятствие в получении образования - отсутствие средств. Так может все же стоит серьезнее относиться к знаниям и тем, и другим? Ведь одинаково сложно проходить собеседование при поиске работы. А это значит, на выходе из университета заочник должен быть подкован не хуже очника, и быть уверен в своих знаниях. Пока же, к сожалению, очень часто приходится наблюдать довольно грустную картину, когда выпускник не может ответить на простейшие вопросы, касающиеся его будущей профессии. Это же можно отнести и к некоторым очникам, считающим, что достаточно заплатить - и знания у них в голове.
Может быть, я неисправимая идеалистка, но так хочется сказать нынешним и будущим студентам: попытайтесь не доверять шпаргалке, учитесь и впитывайте знания независимо от формы обучения. Ведь в будущем к вам будут обращаться люди со своими проблемами и бедами за помощью, например, поведут к вам своих детей. Что вы сможете им дать? Чем поможете, если не будете знать того, чему решили посвятить свою жизнь?
А особое пожелание приберегу для заочников. Не объясняйте все нехваткой времени, учите, читайте. Пусть и самостоятельно, но получайте знания, это нужно, прежде всего, вам. А если вы пришли в вуз ради бумажки под названием диплом, то, пожалуйста, не работайте по той профессии, которой обучались. От этого ни вам, ни окружающим пользы не будет. Подумайте, зачем вы получаете образование: чтобы получить работу или чтобы работать? Не зная своего дела, не стоит мечтать о хороших заработках и карьере.
И все же, нет плохих или хороших форм обучения, можно получить отличное образование как "очно", так и "заочно" или потратить время впустую. Хотя самое главное при этом, чтобы у человека всегда оставалась возможность выбора. Нет ничего зазорного, имея за плечами вуз, пойти на стройку класть кирпичи. Всему свое время.