Выше планку, железнодорожники

В том числе, перевозки в экспортном сообщении составили 52,8 млн. тонн, во внутриреспубликанском - 80,8 млн. тонн, в импортном - 10, 13 млн. и транзитном - 9,5 млн.
Казалось бы, в такие периоды надо выживать, не до развития и оценки перспектив. Но в АО КТЖ тем не менее разработана программа обновления и модернизации активов до 2020 года, генеральная цель которой - обеспечить адекватную транспортную основу роста экономики в посткризисный период с учетом прогнозов роста объемов перевозок. Об этом представители компании рассказали на прошедшей на днях в Алматы конференции "Развитие экспортного потенциала Республики Казахстан".
Планы у КТЖ очень серьезные. Планируется до 2020 года провести модернизацию 14,5 тыс. км верхнего строения пути, реконструировать 258 объектов и сооружений, приобрести 1 512 локомотивов и 53 512 грузовых вагонов. При этом вагоны эти должны быть преимущественно произведены на предприятиях АО КТЖ. Общий объем необходимых инвестиций оценивается в 5,7 трлн. тенге.
В то же время, как уже показала предшествующая практика, одним техническим обновлением парка и пути задачу развития перевозок не решить. И в компании проводится активная маркетинговая политика, направленная на создание благоприятных тарифных условий для организации благоприятных тарифных условий для организации перевозки грузов, в том числе в экспортном сообщении. Так, совместно с АО "Российские Железные Дороги" (РЖД) проработан вопрос снижения тарифов на перевозки грузов международным сообщением в этом году до уровня 2008 года.
В результате АО КТЖ с 1 июля и РЖД с 1 августа этого года, установили понижающий коэффициент на тарифы для провозки грузов друг друга по территории своих стран. Это уже дало свои результаты: в июле 2009 года в сравнении с июлем 2008 отмечен рост экспортных перевозок на 2,7%. А в августе - на 7%. И, по мнению экспертов, такая тенденция будет сохраняться до конца года. При том, что в июне отмечалось снижение по этому показателю на 27,3%. То есть, казахстанским и российским железнодорожникам удалось переломить кризисные тенденции в перевозках. Теперь обе транспортные компании ведут работу по присоединению к этому тарифному соглашению других железных дорог постсоветского пространства. И заинтересованность в этом уже проявила латвийская железная дорога.
Российское направление для перевозок из и в Казахстан в ближайшие годы, по всей вероятности, станет еще более важным - скажется обязательный рост взаимной торговли после начала работы Таможенного союза. В том числе и по этой причине практика тесного взаимодействия КТЖ и РЖД представляется чрезвычайно актуальной.
Обычно потенциал роста грузоперевозок по казахстанской "чугунке" связывают с транзитным положением Казахстана. Что вполне справедливо, но также надо помнить в этой связи и о планах по развитию уже существующих промышленных производств, как, например, увеличение добычи нефти компанией ТШО, так и про новые, прорывные проекты. Только строительство Актагайского горно-обогатительного комбината увеличит перевозки на 1 млн. тонн в год, еще порядка 2 млн. тонн даст строительство металлургического комбината в городе Рудном. Всего же до 2020 года, согласно прогнозу, дополнительный объем перевозок может вырасти до 150 млн. тонн грузов в год.
Другой фактор роста железнодорожных перевозок связан со все более широко внедряемой практикой использования их контейнерного варианта. В контейнерах сегодня в мире перевозят не только товары ширпотреба, но и такие грузы, как зерно и металлы.
В Казахстане до недавнего времени такой практики не было, но вот транспортные новации приходят и к нам. Уже детально прорабатывается схема поставки зерна с помощью контейнеров из Казахстана в Иран и Афганистан. Часть этого пути грузы будут перевозиться по железной дороге. Такая же технология может быть использована для перевозки ферросплавов.
Всего же рынок перевозки грузов, пригодных к перевозке контейнерами, в последние годы рос в среднем на 14% в год.
Их развитие для Казахстана - не только возможность активно использовать свой транзитный железнодорожный потенциал, но и, через него, усилить свое присутствие на рынках наших южных соседей.