Выродки, объединяйтесь!

Ура, я тоже - выродок! Мне лестно оказаться в одной компании с Михаилом Булгаковым - я до скрежета зубовного, до погубленного на весь день настроения ненавижу эту самую слюнявую шелуху.
В заметках писателя "Столица в блокноте" речь шла о Москве тридцатых годов. Другой век на дворе, другой город перед моими глазами, а напасть все та же - семечки!
Вот идет со вкусом одетая молодая женщина, по виду - хоть сейчас на деловую встречу. Остановилась... покупает у торговки с мешком стакан семечек. Интересно, как она управится накрашенными-то губами: ведь и пальцы наверняка испачкаются и помада размажется по подбородку. Отнюдь! Точным прицельным броском дамочка отправляет сразу несколько семечек в широко раскрытый рот, а оттуда веером вылетает отработанная шелуха.
С таким "сектором обстрела", что вполне может попасть на пальто рядом идущим. С лицом, мгновенно ставшим бессмысленным, яростно перерабатывая подсолнечную продукцию, плюющаяся мисс шествует дальше.
Помню, в раннем детстве, купив на ленинградском рынке черных маслянистых семечек, я шел, тихо их клюя, и складывая отходы в кулачок. Меня остановил и усовестил не милиционер, а обычный прохожий дяденька. То, что он мне сказал, так совпало с внутренним дискомфортом, что с тех пор - только дома, у телевизора, да и то крайне редко, за компанию.
А уже во взрослом состоянии я едва не получил в глаз от квадратно-стриженого юноши в лампасах, с которым мы оказались в одном автобусе. Дело было в Алматы. Юноша сидел и грыз семечки, непринужденно сплевывая себе под ноги, где уже образовалась изрядная кучка. Надо было видеть, как он изумился, услышав мое - видимо, первое за поездку - замечание. Обмен репликами становился все горячее, общественность безмолвствовала, и подогреваемый этим безмолвием, хам наглел, упиваясь своей безнаказанностью.
В запасе у меня были слова, на которые он не мог ответить в силу неандертальского интеллекта, и в какой-то момент стало ясно: сейчас он бросится на меня с кулаками... Драка совершенно не входила в мои планы: во-первых, было противно, во-вторых, я ехал к девушке. И тогда я просто вышел, благо случилась остановка. Как свойственно всякому интеллигенту с синдромом "остроумия на лестнице", долго потом проигрывал в уме эту сцену, подыскивая все новые убийственные фразы.
И в мечтаниях виделся мне какой-то Зорро, который хватает этого урода за шкирку и тычет мордой... ну ладно, заставляет собрать шелуху в собственный карман, чтоб неповадно было.
Увы. В реальности все иначе, и справедливость не торжествует. Хотя... Иногда мне кажется, что в обществе изменились сами понятия "что такое хорошо, и что такое плохо". Никого не возмущает, что стайка школьников, пройдя по свежеподметенному асфальту, в один миг усеивает его той самой шелухой.
Я много раз замечал: человек даже не оглядывается в поисках урны - просто бросает рядом с собой окурок, бумажку, жвачку. И никто из стоящих, скажем, на остановке, даже бровью не поведет.
То есть такое поведение в нашем городе - абсолютно нормально!
В Алматы ежегодно эпидемиологами регистрируется больше 120 стихийных свалок.
На этом фоне очень жалко дворников, ежедневно совершающих сизифов труд. Они выметают-выскребают-собирают на городских улицах - а что творится в районе базаров и барахолок! - тонны дряни, но она, будто заколдованная, возвращается снова и снова.
Со времени неудавшегося моралитэ в автобусе прошло приличное количество лет, наверное, уже выросли дети того квадратного хама и подобно папочке, гадят, где придется.
Не хочу называть их свиньями, потому что по сравнению с этим симпатичным животным человек - куда пакостливее и грязнее. Как заявлено зоологами, ни одна свинья не станет гадить там, где спит, ест и отдыхает. Равно как и другие животные. Только один представитель фауны, считающий себя при этом высшим существом, способен на это. Пройдитесь по лестнице многоэтажки с кодовыми замками в подъездах в престижном районе Самал. Хаживали? Видели? Нос зажимали? Оно и в лифтах не лучше.
Один мой знакомый вынужден каждый день преодолевать пять этажей помойки - в доме лифта нет. Не сказать, чтобы он был чистоплюем в белых перчатках, и в квартире у него отнюдь не стерильное сияние, но когда сограждане вывалили на площадке второго этажа гору гнилых овощей, его достало.
Изготовил плакаты и расклеил повсюду. Текст гласил: "Сегодня ты высыпал мусор под дверь соседу. Завтра обнаружишь кучу под своей. Не надоело жить в собственном дерьме?". Эффект случился, но не пролонгированный. Через несколько дней все вернулось на свои места.
Борцов за чистоту немного, и ряды их редеют. А некоторые городские улицы просто утопают в шелухе. Излюбленные точки торговцев - базары и вокзалы, но и в самых неожиданных местах можно встретить мешочников. Вполне возможно, что все прошлое лето они в поте лица выращивали подсолнухи, сушили. Колотили, прожаривали - и вот теперь продают, пытаясь заработать. "Не виноватые мы…" - могут сказать мешочники и, наверное, будут правы. Корень зла скрывается не в мешке с семечками.
У одного из магазинов я недавно наблюдал сцену неравной борьбы улицы и человека с метлой. Чисто-начисто убрав площадку, он повернулся и увидел, что она опять в первоначальном виде. Человек стоял и бессильно матерился. Ну вот что ему делать, ведь он зарплату получает за то, чтобы было чисто. А может быть, и сам хочет того же, но перед девятым валом мусора ему не сдержать обороны.
В Алматы за год образуется более 2 миллионов кубических метров твердых бытовых отходов. Их основная масса вывозится на свалки, площадь которых ежегодно увеличивается на четыре процента. Вроде бы - ничего страшного. Увы - это данные 1997 года.
Сегодня ни состав, ни объем свалок не изучается, точные цифры площади "полигонов" и "отстойников" неизвестны. На 2006 год в бюджете южной столицы на развитие жилищно-коммунального хозяйства запланировано 2 313, 7 млн.тенге.
Ну и что? - горько спрошу я. Какие средства не изыскивай, как не поднимай зарплату дворникам и не увеличивай их количество, сколько красивых урн и импортных мусорных контейнеров не ставь на улицах нашего города, чище он от этого не станет. Нет, не станет. Потому что основа грязи - в нас самих, а это намного сильнее тысяч метл и поливалок.
Вернувшийся из Швейцарии коллега продемонстрировал нам белоснежные подошвы своих кроссовок, в которых он побывал в нескольких городах (домой летел, естественно, в другой обуви).
Идешь по улице и, не вытирая ног, спокойно заходишь в здание с персидскими коврами на полу. С одинаковым ощущением чистоты и комфорта. "Живут же люди!" - принято вздыхать в таких случаях. Так ведь и мы - живем. Не уважая себя, в буквальном смысле плюя в свой собственный колодец.
Американцам никто готовую жизнь на блюдечке не поднес - они сделали ее сами. И жестко оберегают от нарушителей порядка - за банку из-под колы, выброшенную из окна авто, ждет неслабый штраф. У нас из окон автомобилей скоро начнут отправлять естественные потребности...
"Их надо изгнать - семечки. Их надо изгнать. В противном случае быстроходный электрический поезд мы построим, а Дуньки наплюют шелухи в механизм, и поезд остановится, и все к черту", - писал Булгаков в 1922 году. Увы, Михаил Афанасьевич, уже наплевали. Но, может быть, еще не поздно? И поскольку ясно, что лекциями и призывами плюющихся дунек не перевоспитать, предлагаю меры радикальные.
Создать супермобильный отряд, скажем, на легких скоростных мотоциклах. Отряд многочисленный и неподкупный. Чтобы блюстители порядка появлялись как из-под земли и безжалостно штрафовали всякого, кто плюнул, бросил бумажку или купил в карман семечек.
Всем иметь при себе дубинки для особых хамов, не желающих платить штраф. Поначалу граждане будут усмехаться, потом - если работа отряда будет четкой - начнут озираться. Прежде чем плюнуть шелухой на асфальт, а потом и вовсе перестанут. А там, глядишь, и привыкнут. По-иному - никак.