"Выписки лекарств мёртвым душам" - как коррупция процветает в здравоохранении

Такое мнение «Каравану» высказал глава Ulagat Consulting Group Марат Каирленов.

На днях высшая аудиторская палата (ВАП) сообщила, что система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) не снизила финансовую нагрузку на государство. К таким выводам в ВАП пришли после проведения госаудита эффективности НАО "Фонд социального медицинского страхования" (ФСМС) и его региональных филиалов за 2022-2023 годы.

По данным аудиторов, в ОСМС входят 16,2 млн человек из 20 млн жителей Казахстана. При этом 12 млн относятся к льготным категориям, взносы за которых делает государство. Еще 2 млн – это госслужащие, работники бюджетных организаций и квазигоссектора.

Выходит, что ФОМС охватывает только 4 млн человек. В результате финансовая нагрузка на государство без учета платной медицины составляет минимум 76 %. А ощутимого снижения нагрузки на государство за счет солидарной ответственности граждан по-прежнему нет.

Одновременно проверка выявила нарушения более чем на 32 млрд тенге, неэффективное планирование и использование средств - на 31,1 млрд тенге. Сумма финансовых потерь и упущенной выгоды составила 11,8 млн тенге. 60 миллионов взносов по ОСМС вернули казахстанцам

Выявлено хроническое неосвоение средств Нацфонда. За аудируемый период в рамках гарантированного и целевого трансфертов выделено свыше 50 млрд тенге. Однако неосвоенными остались 13 млрд тенге, или 26 %.

Аудит выявил факты двойной оплаты соисполнителями медуслуг за счет ФСМС и самих граждан. Так, по стационарной помощи установлены факты двойной оплаты минимум на 1,7 млрд тенге, по амбулаторной – на 27,6 млрд тенге. При этом фонд самостоятельно не отслеживал этот аспект.

Со стороны, если не знать данные всей системы, может показаться, что отчет разгромный: нарушения на миллиарды, воровство, контроля нет. Но если присмотреться, то картина не такая ужасная, считает Марат Каиленов.

"Давайте пойдем дальше. Выходит, надо отменять сборы ОСМС? Это около 1 трлн тенге в год. При том, что отрасль находится не в самом лучшем состоянии. Уже второй год медицинские предприятия потряхивает из-за кредиторской задолженности по различным причинам. Но в основном из-за задержки оплаты от ФСМС, - рассуждает экономист. - С другой стороны, и бюджет страны не в самом лучшем состоянии. Как индикатор - эти странные сделки с акциями «Казмунайгаза» и «Казатомпрома». И мы понимаем, что это не последние такие мероприятия для пополнения бюджета страны.

При этом – это самое главное - система здравоохранения стала устойчивой благодаря сборам ОСМС. Она не так зависит от состояния госбюджета. Это и было одной из целей ее создания!

Можно согласиться с неэффективностью управления системы ОСМС. Это очевидно. Многочисленные факты двойной оплаты, выписки лекарств мертвым душам… Но это вопросы больше к расходной части, к системе контроля использования средств, доступности и качеству предоставления медицинских услуг. Эти стороны системы надо дорабатывать. Здесь еще много работы», - уверен он.

Коррупция в медицине есть. Это показывает и статистика отрасли. Так, по итогам 2023 года, по данным ФСМС, количество приемов у врачей в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медстрахования (ОСМС) составило 171 млн. За год число посещений выросло сразу на 44 %, или на 52,2 млн визитов. Таким образом, все граждане РК побывали у врачей в рамках ГОБМП/ОСМС уже не по шесть раз в год, как в 2022 году, а уже по 8,6 раза. Для сравнения, это выше среднего значения по странам ОЭСР и таким странам, как Польша, Словения, Болгария, Литва, Эстония.

Но особенно быстро растут посещения «узких специалистов» – на 61 % (42 млн приемов за 2023 г.) по сравнению с врачами общей практики – 21 % (10,2 млн посещений). Из новых 52,2 млн визитов более 80 % пришлись на визиты к узким специалистам.

В итоге треть визитов приходится на врачей общей практики, и две трети – на узких специалистов. Получается, что первые стали «администраторами», пересылающими пациентов ко вторым, а не врачами, ставящими диагнозы и назначающими лечение для большей части пациентов.

Чтобы изменить эту практику, надо внедрять экономические стимулы, которые будут мотивировать руководство медорганизаций не раздувать количество посещений и гонять пациентов по кабинетам, а лечить их в максимально сжатые сроки, считает Марат Каирленов.

Есть большая проблема и с охватом ОСМС. По данным Ulagat Consulting Group не охвачено страхованием около трех с половиной миллионов человек. Это треть трудоспособного населения страны. Большей частью это, видимо, самозанятые, которых не видит и налоговый комитет. А это уже общегосударственная проблема.

В сравнении с размерами ФОМС нарушения тоже выглядят не самыми ужасающими. Система ОСМС в прошлом году собрала больше 1 трлн тенге, а нарушений было выявлено на 70 млрд тенге. Это 7 % от бюджета. Звучит странно, но это даже лучше, чем в других секторах экономики, потому что вся экономика пронизана коррупцией.

«В вопросе реформирования системы обязательного медстрахования или её полной отмены надо понимать, где тогда взять лишний триллион тенге для финансирования медицины? Поэтому здесь надо больше задавать вопросы по качеству управления государственной собственностью. Частные клиники показывают очень неплохие результаты. Судя по показателям рентабельности капитала (ROE) и активов (ROA) других отраслей экономики, здравоохранение смотрится очень неплохо», - уверен экономист.

P.S.

Все эти разоблачения ВАП выглядят страшным откровением. Но изнутри картина уже привычная. Руководители частных клиник регулярно пытаются собраться и написать письмо президенту с просьбой разобраться в системе ФОМС и ОСМС, потому что частный сектор в медицине регулярно страдает от неплатежей со стороны фонда. Каждый год происходит одно и тоже: клиники лечат людей, но деньги приходят через 3-4 месяца, если вообще приходят. «Караван» не раз пытался собрать мнение руководителей клиник о финансах в медицине. Но как только дело доходит до откровений о ФОМС, то смелые люди сдуваются, а телефоны молчат. Они понимают, что при такой системе частные клиники полностью зависят от руководства фонда.