О том, как были ограблены ее ювелирный салон и мастерская, корреспонденту Caravan.kz рассказывает директор ювелирного салона Goldberri, геммолог, специалист по бриллиантам - вице-президент лиги ювелиров Казахстана Светлана Чусовитина.
- 5-го января около 12 часов ночи нам позвонили из охранного агентства, которое охраняет наш ювелирный салон, и сообщили о том, что совершено проникновение в помещение салона. Однако приехать охрана не смогла, потому что якобы застряла где-то из-за погромов. Я думала, что это было стихийное ограбление на волне протестов. Но нет: ограбление явно было спланировано. Подъехали две машины, из них вышли 4 человека и ломом выломали дверь в салон. Грабили в строительных перчатках и медицинских масках. Вынесли буквально все, не только кольца, цепочки и серьги, но и даже многие подставки для них. Оборудование тоже украли и материал - золото и серебро для починки и изготовления ювелирных изделий. Напоследок разбили все витрины – просто так. Мы были в шоке, конечно, я 28 лет в этом бизнесе и никогда такого не было у нас.
Кроме нашего салона, ограбили многие другие салоны, лавки, магазины. Я, конечно, многих людей моей профессии знаю, и многие из них понесли так же, как и мы, огромные убытки. В среднем это около 100–150 миллионов тенге. Но надо понимать, что в эту сумму входят изделия, которые многие салоны получают на реализацию, в том числе от зарубежных фирм-производителей. Мы тоже пострадали, так как являемся еще и производителями. И тоже предоставляли свой товар под реализацию, - с горечью в голосе рассказывает директор салона Светлана Чусовитина.
Также хочу отметить, что договоры страхования у нас включают в себя пункты, что ЧП, стихийные бедствия, военные действия и т.п. считаются форс-мажором и не считаются страховым случаем. Сама страховка, кстати, достаточно недешевая и зависит от стоимости застрахованного ювелирного имущества, так что ситуация сложилась для казахстанского ювелирного бизнеса крайне непростая. Многие мои коллеги разорились полностью! Некоторые салоны просто вынесли подчистую, включая мебель.
Государство обещало компенсировать потери казахстанского бизнеса. Но как это все будет происходить в нашем случае, нам непонятно. Известно, что создается специальная комиссия по оценке ущерба, я подала заявку, чтобы меня, как специалиста, включили в эту комиссию. Я имею диплом в сфере оценочной деятельности, в данном случае могла бы оценивать, как специалист, ювелирку. Опять же надо понимать, что стоимость изделий постоянно меняется из-за курса валют, колебаний цен на драгоценные металлы на мировой бирже. С оценкой не все так просто, ведь если, например, ювелирное украшение залежалось и было куплено по накладной по цене, например, 2014 года, то его нынешняя стоимость будет серьезно отличаться. Реальный ущерб будет оценить крайне непросто. Остается надеяться, что, так или иначе, ущерб нам и другим ювелирным салонам все же возместят. Вся эта ситуация, к сожалению, негативно отразится на людях, связанных и вовлеченных в ювелирный бизнес. Это и продавцы, и специалисты, бухгалтера и даже арендодатели помещений, в которых находились ювелирные салоны.
Что касается конкретно нашего дела, то на данный момент ведется следствие. Сейчас в интернете всплывают некоторые изделия. Надеюсь, что органы правопорядка отследят все факты незаконной продажи драгоценностей. Остается верить, что наш товар и товар из других магазинов найдут и вернут законным владельцам. У нас есть каталог наших ювелирных изделий. Это тяжелый ущерб для всей отрасли, и восстановление будет непростым, ведь люди десятилетиями накапливали объёмы товаров, репутацию, опыт. Повторю, что некоторые лишились буквально всего бизнеса, другие - работы. Каждого предпринимателя жалко, ведь в дело вкладываются не только деньги, но и труд, душа. Ювелирный бизнес также строится в том числе и на репутации, а она строится годами! Многие люди потеряли дело всей жизни - это ужасно. Фактически ювелирная отрасль в Алматы на грани краха, - в завершение резюмировала Светлана Чусовитина.