29 сентября Москва «на неопределенный срок» приостановила свое участие в зерновой сделке. Причиной стала атака дронами кораблей Черноморского флота, которые были задействованы в обеспечении безопасности зернового коридора. За сутки цены на пшеницу на Чикагской товарной бирже выросли с 216 до 228 долларов за тонну, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
- Такой резкий рост связан с положением России: она обеспечивает 30 процентов всего объема международной торговли зерном. Плюс Украина – 10 процентов, - рассказал Алихан Кайратбекулы. - В этом году рынок сбалансированный: спрос и предложение примерно равны. Во многом это заслуга зерновой сделки. Но если с него убрать 10 процентов предложения, то начнется спад, цены на хлеб поднимутся. У России не хватает своих зерновозов. Но и перевозка грузов судами из других стран затруднена. Хлеб - продукт критический. Без 30 процентов зерна, представляете, что будет происходить на рынке? Поэтому он в любом случае будет поставлен тем или иным способом.
Пока рост цен никак не отразился на Казахстане. Слишком мало времени прошло. Сначала должны вырасти цены внутри России. Затем они вырастут у нас. Это связано с тем, что у соседей хлеб дешевле, чем у нас. Поставками зерна мы сдерживаем рост цены внутри Казахстана. При этом свою пшеницу мы экспортируем в Среднюю Азию. Казахстан снова проедает доходы: чем это чревато
Тем не менее хлеб в Казахстане постепенно дорожает. Сейчас пшеница стоит уже 120 тысяч тенге с НДС.
- Большой вопрос с логистикой. Поставки из Алтая и Омска затруднены из-за низкой оборачиваемости вагонов-зерновозов, - пояснил глава ассоциации. - Очень сильно растет в цене транспортировка. Поэтому цена на российскую пшеницу растет. Причина низкой оборачиваемости зерновозов – растущая загруженность железных дорог Казахстана транзитом из Китая в Европу. Из-за этого не хватает локомотивов для перевозки хлеба. Это приводит к простою вагонов. Это касается не только зерна. Весь вагонный парк сейчас замедлился. Сейчас мы все занимаемся этой проблемой. Вроде понемногу расталкиваем составы. КТЖ понимает эту проблему.
Есть и другие риски. Например, Москва может закрыть поставки зерна в Казахстан, так как наши трейдеры, благодаря позиции Минсельхоза, реэкспортируют российскую пшеницу в Узбекистан, что уже вызывает недовольство РФ. В месяц РК завозит до 600 тысяч тонн хлеба.
Мы, со своей стороны, слишком оптимистично продаем собственный урожай в Узбекистан. В октябре наши предприятия экспортировали 820 тысяч тонн пшеницы и 240 тысяч тонн муки. В пересчете на зерно мы за месяц вывезли уже 1 млн 160 тысяч тонн пшеницы. Сохранив такие темпы, за семь месяцев Казахстан выберет весь свой экспортный потенциал.
Российские поставки позволяют удерживать баланс спроса и предложения. Если отгрузку соседи прекратят, то свои запасы мы быстро выберем. Это значит, что уже в апреле 2023 года Минсельхоз введет квоту на экспорт хлеба. Поэтому надо внимательно следить за вывозом хлеба из страны. А полностью надеяться на Россию нельзя, так как эта страна ведет войну и не может быть предсказуемой.