Выйти из креативной комы

К ним на смену пришли специфические ночные клубы, больше направленные на целевую аудиторию, тратящую за вечер от 200$ и больше, чем на среднего потребителя. Все это говорит о кризисе концепта, а не кризисе в стране. Люди все также ходят в ночные клубы, тратят те же деньги что и раньше, просто организаторов, способных воплотить смелые решения становится все меньше, а идеи таят на глазах.
"Кризис идей" - именно так назвали эту ситуацию на рынке не только Казахстана, но и всех стран бывшего Советского Союза, представители Eventum Premo - Алексей Берлов и Александр Шумович (Москва). Россия в какой-то степени тоже переживает спад креативных решений и проводимых проектов, но не на 90%, как это произошло в Казахстане. Почему же так сложно выдумать и организовать по-настоящему яркие мероприятия?
Сколько людей - столько мнений
Действительно необычные и интересные проекты чаще всего блокируются со стороны заказчика, на взгляд которого уже отработанные шаблоны, куда надежнее свежих непроверенных идей. В утверждении концепции мероприятия яркие и дерзкие идеи отбрасываются, и тогда приходится искать компромисс. А компромисс убивает творчество. Ведь нельзя угодить всем и вся, от этого страдает не только идея, но и само творчество, а без него нет новаторства. Все выравнивается, усредняется, и в итоге мы получаем уже обкатанный и отшлифованный со всех сторон материал, который публика воспринимает как ежедневную кашу по утрам: полезно, но однообразно.
Вполне возможно решением этой проблемы могло бы стать сокращение общих участников процесса отбора и утверждения замыслов, что теоретически, должно было бы привести к большему числу нестандартных мероприятий, чем сейчас. Но это в теории, на практике такое никто применять не будет.
Чья голова дурнее
Плохая реализация мероприятия отбивает у заказчика желание снова что-нибудь подобное затевать, а значит - хоронит успешную идею. К сожалению, несмотря на достаточное количество ивент-агентств в нашем городе, нет гарантии, что праздник пройдет по плану. В любой момент может подвести подрядчик, случиться форс-мажор, или любая другая ситуация. Клиент же, побывав в роли организатора провальной тусовки, навсегда зарекается иметь дело с ивент-агентствами. Так теряется разнообразие жизни города.
Но многие организаторы увеселительных мероприятий во избежание форс-мажоров используют одни и те же наработки, а заказчик снова и снова не получает ожидаемого эффекта. Плохо то, что эта система сводит на "нет" шансы других ивент-агентств проявить себя.
А СМИ - против
Важную роль в организации мероприятий играет СМИ, а в кризис их внимание необходимо более, чем когда-либо. Очень многие интересные party были загублены из-за недостаточного освещения СМИ, или общей оценкой "все плохо": ни конкретизации проблем, которая могла бы помочь улучшить организацию мероприятий, ни достойного репортажа. В результате складывается впечатление, что в нашем городе совершенно ничего не происходит.
Плюшкины с большой дороги
Пожалуй, еще одна серьезная проблема, благодаря которой возник "кризис идей" - это нежелание делиться с коллегами своим опытом и креативом. В нашем городе креативщики и организаторы живут по принципу "кто успел - того и тапки". Все боятся друг другу рассказать какую-нибудь пришедшую на ум идею, боятся, что конкуренты воплотят ее быстрее. Оно и не удивительно, рынок событийного маркетинга в Алматы настолько не развит, что одного клиента могут пытаться переманить все студии сразу.
Серьезной угрозой является и перебор с развлекательными программами (вот где повод придумать что-нибудь оригинальное, на самом деле таковым не являющееся!). Но главная проблема Плюшкиных - это неумение грамотно ввести и расположить идею в маркетинговой стратегии компании-заказчика, из-за чего частенько даже гениальные замыслы остаются за бортом.
Моя твоя не понимать
Еще одна причина, по которой развитие нашего событийно-развлекательного рынка тормозит всеми конечностями, заключается в самом зрителе. К сожалению, менталитет у нас такой: жаждем зрелищного шоу, в то время как сами не умеем развлекаться. И если мероприятие было лишь вечеринкой с коктейлями без устрашающих огненных спецэффектов, сразу же записываем его в разряд "отстойных".
На Западе люди давно научились получать удовольствие от любых маленьких радостей, будь то концерт, дискотека или танцевальное шоу. Культура общения публики друг с другом там намного выше, что дает гарантию удачно проведенного мероприятия и реализации любых идей.
Подайте, люди добрые…
Когда говорят о бюджете мероприятия, так и представляется калека с табличкой на шее "Подайте, люди добрые, кому сколько не жалко". И действительно, чтобы получить хоть какой-то бюджет у спонсора, приходится практически ходить с протянутой рукой. А без бюджета нет и мероприятия. Но в нашей стране организаторы рассматривают их зачастую как возможность быстро заработать без существенных предварительных затрат. Из-за таких моментов многие компании, спонсирующие мероприятия, навсегда зареклись давать деньги на проекты. Ведь в первую очередь ивенты и события, проводимые для большой аудитории, а также мелкие мероприятия, направлены на повышение уровня продаж продукции спонсора и эффективность рекламной компании. Забыв об этом, организатор теряет не только источник финансирования, но и само мероприятие.
Однако, невзирая на такие глобальные проблемы креатива, организаторы не отчаиваются и разрабатывают все новые и новые проекты. Пусть многие из них пока существуют лишь на бумаге, не имеют под собой крепких бюджетов и уходят "в стол", но с помощью мелких и проходных организаторы пытаются снова завоевать симпатии спонсоров, а значит, в ближайшем будущем нас ожидают интересные концерты, фестивали и вечеринки. Хочется надеяться, что 2010 год станет переломным для событийного ивент-маркетинга, если не во всем Казахстане, то хотя бы в Астане и Алматы.

Анна Кара, специально для Караван.kz

Автор: Караван.kz