Пресловутый рейтинг, словно вирус, охватил всю нашу жизнь и каждый стремится победить в этой гонке за первое место, или хотя бы не остаться "в хвосте" - нельзя, люди засмеют…
Впрочем, если для удачливых поедателей сосисок или жертв конкурсов на самые длинные нестриженные ногти место есть только в "Книге рекордов Гиннеса", и миру от этого ни тепло, ни холодно, то для некоторых рейтингов есть вполне внятные финансовые обоснования. Взять те же курсы валют - тоже своеобразный "рейтинг", состояние которого касается каждого человека. Упал курс доллара, повысился курс евро или фунта - и миллиардное человеческое море приходит в волнение.
Такими же важными являются рейтинги высших учебных заведений - ставший популярным в последние годы механизм сравнения качества образовательных стандартов вузов в разных странах. Вот и Казахстан подключился к этому - недавно в стране вновь "выстроили" отечественные вузы по ранжиру и определили, кто из них "самый - самый".
Вообще-то такие исследования проводятся в нашем отечестве с 2006 года, но тогда их делали специалисты государственной организации - Национального аккредитационного центра Министерства образования и науки РК. А это, по международным правилам, непорядок - такой рейтинг считался не вполне объективным.
Сегодня разработаны так называемые "Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений", основой которых стали методики и рекомендации, разработанные Европейским Центром высшего образования ЮНЕСКО и Институтом политики в области высшего образования США, по которым рейтинги вузов проходят в тридцати странах мира. Казахстан тоже присоединился к этому процессу и создал для этого свое Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании.
Агентство выполняет заказ также независимой общественной организации - Ассоциации вузов Казахстана и проводит пресловутый рейтинг без участия государственных структур, так что тут теперь с соблюдением международных стандартов - полный порядок. Правда, есть один "нюанс": в рейтинге 2008 года приняли участие только шестьдесят вузов из имеющихся в стране ста двадцати шести, так что пятьдесят процентов их вообще остались "за бортом" исследования…
- Но тут уж они сами виноваты: мы обращались ко всем с предложением участвовать в рейтинге, - рассказывает Шолпан Каланова - президент Евразийской сети обеспечения качества образования и НКАОКО. - Если вуз решил не участвовать в нашем исследовании - что ж, вольному воля. Рейтинг - это прежде всего оценка качества академической подготовки учащихся, его объективной привлекательности для абитуриентов. Целью рейтинга являлось предоставление общественности информации для принятия решений, например - абитуриентам и их родителям, государственным служащим, работодателям и другим заинтересованным лицам и организациям. Второй момент - рейтинг способствует развитию конкуренции среди вузов, а значит, объективно должен снижать стоимость обучения. Третья цель рейтинга - стимулировать вузы к всемерному повышению качества образования. Рейтинг позволил выявить лидеров образовательной подготовки, задать ориентиры отстающим для повышения своего уровня, а также партнеров для развития образовательных программ в бизнес - среде.
Исследование проводилось по международным методикам и выглядело так: вузы предоставляли НКАОКО сведения по 53 позициям, на основе которых формировались семь критериев и сорок два индикатора.
Первый критерий - качественный состав студентов, второй - качественный состав профессорско-преподавательского состава, третий - научно-исследовательский потенциал вуза, четвертый - финансирование, расходы на обучение и наличие образовательного портала в Интернете; пятый - селективность приема студентов и результаты учебных достижений учащихся; шестой - социальные условия для студентов; седьмой - уровень международного сотрудничества.
Каждый критерий оценивался по балльной системе. Максимальное количество баллов, которое теоретически мог бы набрать вуз - 600. Скажем сразу - его не набрал никто. Даже первый в рейтинге, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, набрал только чуть больше 350 баллов…
- Казахстанские вузы и вся система высшего образования выглядят весьма "бледно" на мировом фоне, - признается Шолпан Каланова. - Наши вузы не входят не только в десятку, или в сотню, их нет даже в первой тысяче (!) лучших вузов мира, по которым регулярно проводятся международные рейтинги. Слабым утешением может служить то, что в той же сотне лучших - только два российских вуза…Но объективная картина должна способствовать усиленной работе казахстанских вузов над повышением качества своей образовательной работы.
Да, пока наши вузы все еще глубоко провинциальны. Конечно, многое зависит от доставшейся от прежних времен устаревшей системы обучения студентов, от слабого профессорско-преподавательского состава вузов. Если, к примеру, в Лондонской высшей школе экономики среди выпускников - восемь лауреатов Нобелевской премии и пять из них продолжают преподавать в этом вузе, то что может этому противопоставить тот же Семипалатинский университет, набравший в нашем рейтинге самое мизерное количество баллов? Там не до жиру - пусть хоть кто-то грамотный лекции читает… Качество образования уже начинает сильно беспокоить руководство страны.
Недаром недавно Н. Назарбаев сменил руководство почти всех ведущих вузов страны и поставил задачу: хотя бы несколько казахстанских вузов должны достичь мирового уровня. Это дело не одного года, но если им не заняться сегодня, отечественное высшее образование так и будет топтаться на месте. Впору и задаться вопросом: а нужны нам эти сто двадцать шесть вузов, половина из которых, как уже говорилось, даже в рейтинг не попала (наверное, чтобы не позориться)?
Рейтинг казахстанских вузов 2008 года дал в целом объективную и нелицеприятную картину. Но он же поставил немало вопросов, на которые пока нет ответа.
От редакции: А мы повторяем не так давно уже опубликованный вот здесь список первых 10 ведущих вузов страны.
Генеральный рейтинг вузов по версии НКАОКО (первая десятка)
1. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
2. Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева
3. Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева
4. Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова
5. Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова
6. Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
7. Казахский гуманитарно-юридический университет
8. Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП)
9. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
10. Карагандинская государственная медицинская академия.
Рисунок с сайта http://www.ucheba.ru