Российские Выборы-2007 надолго останутся в памяти, как участников, так и организаторов данного действа.
Стоит отметить, что после оглашения результатов, помимо дискуссий о будущем составе парламента, стали появляться и пророчества относительно будущего России. Однако, нам сегодня интересно рассмотреть то, чего добилась Москва, проведя выборы с гарантированными результатами.
Во-первых, после выборов Кремлю удалось поставить знак равенства между "де-факто" и "де-юре". Не надо объяснять, что в состав уже прошлой Государственной думы России были избраны депутаты, симпатизирующие (если не сказать больше) политике В.Путина.
При этом существовало мнение, что значительное число независимых депутатов занимали люди Кремля, которые, пройдя по одномандатным округам, впоследствии усиливали пропрезидентскую партию в Госдуме. Подобная ситуация с Парламентом была очевидна не только для самой России, но и для других стран мира, которые понимали, насколько российский парламент является зависимым от президента страны.
Поэтому, введя норму, согласно которой депутаты избираются по партийным спискам, Кремль фактически лишил страны Запада и США одного из козырей, позволяющих утверждать о недемократичности избирательного процесса в России.
Во-вторых, правительство будет формироваться с учетом партийного большинства в парламенте. В результате, президент фактически отстраняется от данного процесса и отдает его в руки общественно-политических объединений, прошедших в Госдуму.
С другой стороны, все допущенные правительством ошибки будут "записываться" на счет той партии, членами которой они являются, и которая формировала правительство. Как видим, и здесь президент не причем.
В-третьих, рядовые избиратели косвенно являются участниками процесса формирования правительства. Следовательно, при всех победах и поражениях депутатского корпуса, а вместе с ним и правительства, виновными оказываются сами рядовые избиратели, проголосовавшие на декабрьских выборах в Госдуму.
И здесь вряд ли будет подниматься вопрос о доверии правительству, так как при его отставке, автоматически встает вопрос о той партии, которая выдвигала на министерские посты своих кандидатов.
В-четвертых, сам факт прохождения семипроцентного порога в Госдуму только четырех партий, свидетельствует, что Кремль не намерен допускать к власти ярко выраженные оппозиционные партии. При этом либерально настроенные партии получили "входной билет" с явным намеком на будущее плодотворное сотрудничество с "партией власти" и некоторые ограничения в своих действиях по отношению к проводимой политике нового, партийного правительства.
Становится очевидным, что создаваемые в ближайшем будущем партийные фракции не будут разбивать Госдуму по примеру украинской Верховной рады на противоборствующие лагеря, и замедлять, а где и бойкотировать работу законодательного органа страны.
В-пятых, привлекает внимание слабость позиций других семи партий, которые не перешагнули семипроцентный барьер. Хотя пятипроцентный барьер, существовавший в 1993 году, повысился до семи процентов, это не стало основой для возмущения со стороны партий, чей рейтинг даже при существовании прежнего барьера не приблизился бы и к четырем процентам.
Вполне вероятно, что многие партии-аутсайдеры имеют сильные позиции только в федеральных центрах и столице России, но не имеют поддержки на региональном уровне. Это во многом объясняет слабость оппозиции и потенциала партий, который находится на уровне "стабильно низкий". Поэтому результат выборов с учетом тех преград, которые могли появиться на региональном уровне, не оправдывает столь низкие проценты, полученные данными партиями на прошедших выборах.
В-шестых, возглавляемая президентом России партия подтвердила свой статус "партии власти", несмотря на то, что партия как таковая представляет собой колосса на глиняных ногах. Ясно, что партия добилась столь высоких результатов на выборах, используя в регионах административный ресурс. Ярким примером этому может служить 99-процентное голосование за "партию власти" в Чечне и не менее поражающая воображение численность голосов, отданных за данное общественно-политическое объединение в других субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем нужно отметить, что при голосовании граждане выбирали не саму партию с ее программой, а голосовали за ее лидера - В.Путина, который фактически стал гарантом всех обещаний, сделанных с партийной трибуны руководством партии власти.
В-седьмых, Кремль добился того, что избиратели, участвуя в выборах, голосовали за стабильность и предсказуемость, которую может дать только один человек, который уже создал в России определенного рода стабильность как в социально-экономической, так и в политической сферах.
Кстати, за ту же стабильность в лице В.Путина, при гипотетической возможности согласились проголосовать и многие политические лидеры передовых стран, которым гораздо выгоднее вести дело с хорошо знакомым и отчасти предсказуемым президентом страны, чем с его неизвестным преемником, к которому нужно будет подстраиваться и в очередной раз подбирать "ключи".
***
Проект "Выборы-2007" почти успешно завершен. Все как обычно - народ доволен и полон надежд в отношении того, за кого он проголосовал. Однако при всей праздничности и очевидной победе пропрезидентской партии России не покидает ощущение того, что практически всех избирателей этой большой страны обвели вокруг пальца.
Так, не совсем понятна логика избирателей, которые, проголосовав за президента В.Путина забыли, что в 2008 году пост президента займет другой человек, который, возможно, и не участвовал в декабрьских выборах в Госдуму и предвыборную программу которого не знает никто.
Есть и другой вопрос на повестке дня - сможет ли лидер партии выполнить свои обещания и реализовать партийную программу, будучи уже экс-президентом страны или все останется на бумаге…
Фото с сайта http://www.ej.ru