Она начинается тогда и там, где создана и функционирует система политико-правовых институтов, норм и структур, которые обеспечивают гражданам организованное участие во власти и контроль над нею.
Демократия, выступая формой организации власти, представляет систему средств, форм и институтов, обеспечивающих реальное участие народа в управлении страной, общественными делами. Ст. 1 Конституции Республики Казахстан установила: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". А ст. 3 Конституции Республики Казахстан закрепляет этот принцип: "Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам".
В обществах переходного периода, к которым в данное время относится и Казахстан, особое значение приобретают выборы. В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между обществом и государством, гражданином и властью как двумя основополагающими элементами любой политической системы. Выборы и демократия - хотя и взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования. Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов.
В современных условиях перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление граждан на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения политических и правовых принципов организации и проведения выборов. А кроме того от культивирования навыков демократического участия граждан в избирательном процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых избирательных компаний.
После парламентских выборов 1999 года в Казахстане развернулась широкая дискуссия о несовершенстве выборного законодательства. Как следствие этого 4 июля 2003 года Правительством Республики Казахстан был опубликован законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в РК". В настоящее время процесс обсуждения данного законопроекта подходит к концу, но уже сейчас многие из представителей международных и неправительственных организаций отмечают несоответствие законопроекта международным стандартам. В частности п.3 ст.33 запрещает во время выборов финансирование иностранными и международными организациями деятельности социологов, проводящих опросы общественного мнения, независимых наблюдателей и журналистов. Это влечет за собой запрет на возможность контроля электорального процесса со стороны общественности Казахстана.
Демократические, конституционные выборы, разумеется, не панацея в решении всех проблем посттоталитарного этапа в развитии казахстанской государственности, но это единственный политико-правовой институт, дающий возможность выйти из состояния закрытого общества, преодолеть тоталитарное социополитическое и социокультурное наследие. Демократия не осуществима вне политического избирательного процесса, т.е. процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан на юридической основе возможность выбора между различными лицами, группами и партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного законом срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику развития, санкционированную гражданами - избирателями.
Необходимость независимого наблюдения за выборами существует как в государствах со сложившейся системой демократических институтов, так и в государствах, находящихся в переходном к демократии состоянии.
Зарубежный и отечественный опыт проведения наблюдения за выборами подтверждает, что атмосфера гласности, созданная при организации избирательной кампании, присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов повышает уверенность общественности в справедливости выборов и способствует более активному участию граждан не только в избирательном процессе, но и в общественно-политической жизни страны. Наблюдатели выполняют и важную избирательно-технологическую функцию: следя за подсчетом голосов, они обеспечивают параллельное определение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов. Выявление наблюдателями и анализ наиболее распространенных нарушений избирательной процедуры позволяет совершенствовать избирательное законодательство и избирательные технологии.
Последние несколько лет наблюдение за выборами и референдумами стало одной из важнейших задач в поддержке процесса демократического перехода и всеобщности прав человека. Усиление наблюдения за выборами прямо связано с глобальным процессом демократизации.
Проведение открытых и прозрачных выборов в соответствии с принятым законодательством является неотъемлемой частью демократического общества. Право участия в политической жизни важно не только для происходящих выборов, но оно включает также приверженность другим основным правам человека, таких как права на свободу выражения своего мнения, передвижения, мирных собраний и организаций.
Учитывая, что согласно действующему законодательству в ближайшее время будут проводиться выборы в Городские маслихаты, Парламент РК (2004г.), в более долгосрочной перспективе выборы Президента (2006г.), а также то, что в данное время в обществе широко обсуждается возможность проведения выборов местных органов власти, одной из важных задач в деле обеспечения независимого наблюдения за ходом избирательного процесса является подготовка и тренинг местных наблюдателей, их готовности к проведению вышеуказанных мероприятий.
Практика проведения выборов в Казахстане показала отсутствие целостной независимой от государства и его структур действующей на постоянной основе системы наблюдения за выборами, а также недостаточную квалификацию и опыт существующих групп наблюдателей от партий и иных общественных объединений.
Следствием этого является то, что институт наблюдателей действует эпизодически, проявляя свою активность только во время проведения очередных выборов, которые в свою очередь проводятся не регулярно. Отсутствует обмен опытом местных наблюдателей со своими коллегами по всей стране, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья. Отсутствует координация совместной деятельности, а также нет четкого представления о международном опыте проведения наблюдения за выборами в других странах, крайне редко проводятся тренинги для местных наблюдателей международными экспертами.
Исходя из Закона "О выборах в Республике Казахстан" общественные объединения имеют право посылать своих наблюдателей за выборами. Это дает право самостоятельно направлять наблюдателей на избирательные участки. В настоящее время существует необходимость в создании сети именно общественных наблюдателей за ходом избирательного процесса в Республике Казахстан для участия в избирательной компании 2003, 2004 гг. и в долгосрочной перспективе в 2006 году.
Уже этой осенью выборы в Казахстане, да и впрочем, как и в других республиках СНГ вызовут поток недовольств, связанных с механизмом проведения выборных компаний. И в данном случае целесообразно инициировать присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. При допуске на избирательные участки независимых наблюдателей государство получает политические дивиденды, а именно:
Во-первых, сам факт присутствия наблюдателей на выборах показывает открытость и демократичность избирательного процесса в Республике Казахстан;
Во-вторых, исчезает основание для политических интриг, связанных с подтасовкой выборных листов;
В-третьих, после избирательного процесса можно говорить о демократических выборах как одной из частей демократической модели Казахстана в действии.
При этом Казахстан получает впоследствии вместе с политическими и финансовые дивиденды в виде финансовых субсидий и предоставления крупных кредитов и займов на развитие экономики республики.
Как видно из вышеизложенного избирательный процесс, к которому подходит Республика Казахстан станет той лакмусовой бумажкой, на основании которой многие международные организации будут судить о ходе демократических преобразований в республике. При условии, что политика всегда идет вместе с экономикой, можно прогнозировать либо рост финансового потока в экономику республики, либо ограничение в финансировании той или иной области деятельности.
Учитывая, что сентябрьские выборы являются тем первым звеном в череде предвыборных компаний, можно будет провести анализ, насколько успешными были первые выборы и что нужно сделать, чтобы избирательный процесс проходил в более цивилизованном русле, исключая так называемые черные PR-технологии и возможные упущения в работе представителей избирательных комиссий, которые могут трактоваться, как блокирование выдвижения того или иного кандидата.