На пресс-конференции по итогам выборов 4 апреля Президент сообщил, что в выборах приняли участие почти 90 процентов электората, наметил приоритеты работы на ближайшие пять лет.
– Что касается экономики – программа определена, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Это индустриально-инновационная программа до 2015-го и Стратегический план до 2020 года. Политической модернизацией тоже мы должны дальше заниматься. Я думаю, что мы будем укреплять верховенство закона через свободную судебную систему. Будем работать над децентрализацией власти, хотя у нас государство унитарное, у нас большая, огромная территория. Начиная со следующих парламентских выборов Парламент станет многопартийным, так прописано в нашей Конституции. Вопросы свободы средств массовой информации будут в центре нашего внимания”.
Позже советник Президента Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ уточнил, что имел в виду Президент:
– Форсированным образом мы сможем создать в ближайшие пять лет эффективную двухпартийную систему наподобие республиканцев и демократов в США или консерваторов и лейбористов в Великобритании.
При этом он заметил, что реальную политическую силу в Казахстане представляет партия власти “Нур Отан” и нет необходимости делить ее на две части.
– Но вот на базе предпринимательского объединения “Атамекен” можно было бы создать новую политическую партию, которая бы базировалась исключительно на предпринимательском классе, – сказал советник.
Мы обратились к нашим экспертам – политологам, чтобы выяснить, что они думают о поствыборных трендах в Казахстане, задав им вопрос: что показали выборы и каких политических реформ и изменений ждать стране и политической элите?
Султан АКИМБЕКОВ, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента:
– Выборы показали, что поддержка Президента Нурсултана Назарбаева в обществе очень велика. При этом у каждой социальной или национальной группы населения для этого есть свои причины. Они могут иметь отдельные претензии к власти, но понимают, что общая стабильность важнее частных претензий.
Общество однозначно хотело бы от государства усиления социальной политики. Причем не только в отношении пенсионеров, но и других слоев населения. Понятно, что не может быть речи о реализации популистских по своей сути заявлений вроде того, чтобы разделить нефтяную ренту между всеми гражданами или резко повысить доходы. Но в то же время происходящий в последнее время значительный рост цен создает для общества достаточно дискомфортную ситуацию. Если учесть, что в этом году инфляция во многом связана с Таможенным союзом, что вызвано более высокими ценами в России по сравнению с Казахстаном, то в обществе явно хотели бы, чтобы государство нашло бы способ смягчить ситуацию.
Много ведется разговоров также и о политической модернизации. Но здесь надо отметить, что такая внушительная поддержка Президента говорит о том, что в целом концепция сильной вертикали власти общество устраивает. И здесь большую роль сыграли прошлогодние события в Киргизии, особенно конфликт в Оше, а также последние потрясения в арабских странах. Люди явно пока не готовы рисковать своим настоящим, пусть даже с проблемами, ради не совсем ясной перспективы.
Но в более глобальном плане стоит вопрос о том, какой будет политическая система Казахстана в будущем. Понятно, что многие из представителей элиты предпочли бы умеренную либерализацию с повышением роли Парламента, так, как это было в Украине. В Казахстане с его сильной вертикалью власти об этом пока речь не идет, хотя уже говорится о некоем повышении роли Парламента, что может быть связано с предстоящими в стране парламентскими выборами. Они могут пройти уже в этом году. По крайней мере, было бы логично синхронизировать проведение президентских и парламентских выборов. После прошедших выборов правительство по закону должно подать в отставку. Но существует вероятность и того, что оно останется, например, в связи с необходимостью закончить все дела с Единым экономическим пространством.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований “Альтернатива”:
– Отказ ведущих оппозиционных сил участвовать в президентских выборах исключил из них традиционную остроту. Это позволило властям создать сравнительно благоприятный для себя предвыборный фон.
Самым первым шагом главы государства после инаугурации станет предусмотренная Конституцией РК смена правительства и акимов областей и городов Астаны и Алматы. И здесь важно не просто произвести перевод соответствующих чиновников с одних должностей на другие, но и наполнить данный процесс новым содержанием, способным улучшить государственное управление. Поэтому не исключено привлечение сюда как новых людей из нижестоящих структур власти и частного сектора, так и тех, кто в разное время был удален с госслужбы.
Возможно, что в процесс проведения политической модернизации будут привлечены действующие партии и движения. Причем для этого можно использовать формат Общенациональной коалиции “Казахстан-2020”, сделав ее постоянно действующим форумом для выработки соответствующих рекомендаций и предложений. И желательно, конечно, привлечь в этот процесс другие партии. Тем более что сама атмосфера прошедших выборов благоприятствует диалогу, нежели конфронтации.
Поскольку политическая элита Казахстана представляет собой не единое целое, а сплав многочисленных групп влияния со своими интересами, то и соответствующие ожидания здесь многообразны.
Часть элиты, думаю, ожидает проведения масштабных политических преобразований, способствующих выстраиванию в перспективе качественно новой конструкции политико-властной системы и баланса сил внутри самой элиты, вторая, наоборот, – максимальной консервации без всякой оглядки на будущее, третья – возможного передела собственности в целях своего обогащения. Поэтому при такой неоднородности настроений и ожиданий очень многое будет зависеть от волеизъявления главы государства в пользу того или иного варианта дальнейшего развития Казахстана.
Антон МОРОЗОВ, кандидат политических наук, Казахстанский институт стратегических исследований:
– Надо разделить поствыборные ожидания на три части: это ожидания народа, зарубежных стран и политической элиты. Народ ждет от Президента стабильности, чтобы было что покушать и не страшно выйти на улицу. Именно потому, что Президент на протяжении двадцати с лишним лет обеспечивает такое положение дел в стране, он и набрал более 95 процентов голосов. Заграница ждет от Нурсултана Назарбаева политических реформ. Но основные политреформы мы провели, это доказано признанием нашей страны на международной арене со стороны различных институтов. Еще одно доказательство – наше председательство в ОБСЕ. Мы имеем признание и со стороны арабского мира: будем председательствовать в ОИК, то есть зарубежные партнеры знают нас как страну с предсказуемой последовательной политикой. И какими бы очередными декларациями о необходимости реформ ни прикрывались из-за рубежа, им в первую очередь нужно подтверждение всех достигнутых договоренностей.
Наша элита ждет от Президента примерно того же: у нее свои интересы и ей нужны гарантии сохранения нынешнего положения.
Что касается Парламента, то здесь стоит ожидать, что, чем дальше развивается Казахстан, тем больше кристаллизуются интересы различных групп. Например, малого и среднего бизнеса, интересы молодежи, различных общественных страт, других групп населения. Создание партий – это эволюционный процесс. Этот процесс у нас в основном шел сверху, но со временем ситуация изменится.
Ботагоз ТУРЕХАНОВА, директор Общественного фонда “Фонд стратегических разработок”:
– Мы и до выборов не сомневались в победе действующего Президента страны, так как наши предвыборные опросы показывали высокий уровень доверия и одобрения деятельности Н. Назарбаева на посту главы государства (95 процентов) среди населения. Помимо этого подобный уровень поддержки обусловлен и позитивным социальным самочувствием населения страны. Так, на сегодняшний момент 85,4 процента казахстанцев в целом удовлетворены тем, как складывается их жизнь. Подавляющее большинство опрошенных (88,2 процента) оценивают свой уровень благосостояния как “средний” (60,6 процента) и “хороший” (27,6 процента).
По итогам опросов отмечается постепенный рост модернизационных ожиданий у населения. При общей удовлетворенности сложившейся в стране ситуацией лишь 16 процентов хотели бы оставить все как есть, без изменений. 50 процентов опрошенных демонстрируют запрос на постепенные, эволюционные преобразования. Более четверти опрошенных (27 процентов) хотят более масштабных перемен. И все эти ожидания связываются с деятельностью вновь избранного Президента страны. Как показывает анализ, несмотря на резкий рост политизации населения в мире, в Казахстане не актуален запрос на политические изменения. В первую очередь казахстанцев волнует решение вопросов социально-экономического характера.
Поэтому, с одной стороны, население ждет от вновь избранного Президента страны сохранения главных достижений независимого Казахстана: политической стабильности, межнационального мира и согласия, экономического роста, а с другой – дальнейшего реформирования тех или иных сфер жизни общества. И высокий уровень электоральной поддержки Нурсултана Назарбаева показывает, что именно он является гарантом решения жизненно важных задач повестки дня страны.
Арман ЕШМУРАТОВ, политолог:
– Следует признать, что президентские выборы подогрели интерес к политике, во всяком случае, у экспертного сообщества, и на сегодняшний день уже всех волнуют выборы в Парламент. Точнее, сроки проведения парламентских выборов и название как минимум второй партии в Парламенте. К сожалению, такой интерес в большей степени вызван потребностями определенных заинтересованных групп, а не общества в целом. Можно с уверенностью говорить, что после того, как в Мажилисе Парламента РК появятся другие партии, на свет появятся другие проблемы, которые в результате активизации тех же заинтересованных сил, если их можно так назвать, будут возведены в ранг концептуальных проблем. Например, можно прогнозировать, что актуализируется вопрос не только прохождения в Мажилис Парламента РК второй партии, но и определенного количества его членов для создания фракции. Напомню, что для создания фракции в Мажилисе в соответствии с его регламентом необходимо иметь как минимум семь депутатов. То есть этот процесс бесконечный, но самое главное – нельзя подменять основные приоритеты общественного развития второстепенными. Для общества важно решение его конкретных проблем, а не удовлетворение амбиций политиканствующих.
Говоря о перспективах расширения полномочий Парламента в Казахстане, можно отметить, что на сегодня у Парламента Казахстана достаточно полномочий, и спешить с какими-либо инновациями здесь не следует. На наш взгляд, деятельность представительного органа будет сосредоточена на совершенствовании имеющихся механизмов взаимоотношений между партией и фракцией и между фракцией и исполнительными государственными органами. Особый интерес будет представлять система взаимоотношений в многопартийном Парламенте, наличие политического конкурента для правящей партии “Нур Отан” в Парламенте позволит совершенствовать как Парламент, так и партийную систему Казахстана.
С другой стороны, будут усиливаться контрольные функции Парламента, особенно в сфере расходования бюджетных средств. Объективной основой этому служит то обстоятельство, что на сегодня большее число коррупционных преступлений связано с реализацией бюджетных программ.
Я не разделяю оптимизм тех, кто делает ставку на развитие института парламентаризма по западному образцу в течение нескольких электоральных циклов. Прежде всего по той причине, что политическая культура и ценностные установки в обществе совершенно другие, нежели на Западе. Даже форсируя политические реформы, мы можем получить обратный результат.
Вновь избранный Президент Казахстана продолжает получать поздравления. Одним из первых его поздравил Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
– Убедительная победа на выборах подтверждает Вашу заслуженную репутацию подлинного лидера своего народа. Достигнутые за последние годы дружественным Казахстаном значительные успехи в социально-экономической сфере, государственном строительстве, на международной арене по праву обеспечили Вам общенациональную поддержку и доверие.
Президент Турции Абдулла ГЮЛЬ в поздравительном тексте написал:
– Мы все свидетели того, как благодаря Вашей мудрой и дальновидной политике Казахстан превратился в цветущий оазис своего региона и день ото дня повышает свой авторитет на международной арене.
Президент Франции Николя САРКОЗИ прислал телеграмму:
– Вы продемонстрировали Вашу приверженность ценностям ОБСЕ, в котором Казахстан с большим успехом председательствовал в прошлом году. Председательствуя в этом году в “Большой двадцатке” (G20), я хотел бы, чтобы голос Казахстана по важным вопросам, которые нам предстоит обсудить, был услышан.
Свои поздравления главе государства Нурсултану Назарбаеву принес и Председатель Китайской Народной Республики Ху ЦЗИНЬТАО:
– Уверен, что под Вашим руководством народ Казахстана получит новые, более значительные успехи в деле подъема и развития государства.
Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де БРИШАМБО считает, что выборы стали свидетельством огромного доверия народа Казахстана Нурсултану Назарбаеву и его политике.
Свои поздравления Нурсултану Назарбаеву прислали председатель совета министров Итальянской Республики Сильвио Берлускони, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, Президент Узбекистана Ислам Каримов, Эмир Катара Хамад бен Халифа Аль-Тани, Президент Республики Азербайджан Ильхам Алиев, Президент Афганистана Хамид Карзай, Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и другие.
Посольство Соединенных Штатов Америки распространило заявление. В нем, в частности, говорится:
– Мы поздравляем Президента Нурсултана Назарбаева с его переизбранием на пост Президента Республики Казахстан.
Мы с нетерпением ждем продолжения нашей работы с ним и народом Казахстана по осуществлению нашего широкомасштабного стратегического партнерства.
Мы поддерживаем предварительные заключения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и ценим те улучшения, которые были ими отмечены.
Мы приветствуем обязательства Казахстана по дальнейшей либерализации политической обстановки и верим, что непрерывное усовершенствование выборного процесса является жизненно важным ее компонентом.