Выборы по-кыргызски - 2005

Однако на некоторой специфике кыргызских выборов-2005, пожалуй, стоит остановиться подробней.
О кандидатах
Начнем с неимоверного количества претендентов на пост главы государства Кыргызского - шести человек.
И это при том, что еще двое кандидатов выбыли из игры в процессе предвыборной гонки. Но о них позднее.
О таком количестве кандидатов сами кыргызы отзывались очень скептически: "И откуда столько лидеров у нас сразу появилось? Еще вчера не было ни одного, и вдруг сразу столько заслуженных деятелей. Простому человеку запутаться можно".
Хотя объективно, случайных людей среди кандидатов в общем-то не было. За каждым - огромная школа организационной и хозяйственной деятельности, работы в государственных, правительственных и политических органах, достижения в определенных областях.
И тем не менее для большинства населения "лично знакомым" оказался Курманбек Бакиев. Остальные представлялись простому избирателю как личности "хорошо известные в узких кругах", а такая аттестация у электората никогда особой популярностью не пользовалась.
Итак, шесть кандидатов. В информационных бюллетенях и плакатах, изданных по заказу Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, они представлены на одном листе. Вверху - в ряд фотографии - под ними, столбцом, биография и основные моменты предвыборной программы.
Чисто визуально в памяти остается Кенешбек Душебаев, представленный на фото в милицейской форме, Бакир уулу Турсунбай (он в очках, и выглядел как-то очень интеллигентно), Токтайым Уметалиева - единственная женщина - кандидат. Ну, и конечно, Курманбек Бакиев.
Предвыборные программы кандидатов различались разве что манерой изложения, да количеством слов на одну мысль.
Самовыдвиженец Акбаралы Айтикеев, президент Союза промышленников и предпринимателей КР, свою программу составил в форме этакой клятвы-обязательства. Из 10 пунктов этого документа каждый начинался жирным словом "Обязуюсь". Слов немного, что явно рассчитано на возникновение у избирателя чувства - лишнего не балаболит, за свои слова отвечает.
Выдвиженец от собрания Омбудсмена КР ученый и дипломат Турсунбай Бакир уулу берет, как уже было сказано - интеллигентностью и фотогеничностью фэйса.
Биография и политпрограмма доказывали, что впечатления о внешности и внутренности, (то бишь, интеллекте) не расходятся между собой. Знает, как указано в бюллетене, все тюркские языки, кучу европейских, конечно, русский с кыргызским. Имеет массу наград за научную и политическую деятельность. Правда, именно эта интеллектуальность сейчас, пожалуй, в Кыргызии сильно не в моде - страна еще слишком взбудоражена деятельностью предшествующего Президента - Ученого.
Председатель политической партии "Акыйкат-Справедливость" Кенешбек Душебаев, генерал-майор милиции.
Самая объемная, а потому и убористая программа. Писалась явно писарями из штаба высшей милицейской школы. Изобилует такими выражениями: "Основа внутренней и внешней политики Кыргызстана - воля и интересы народы, представляющие из себя совокупность выраженных законными средствами интересов различных этнических, религиозных и иных групп населения, преобразуемых властными структурами в национальные интересы и государственную политику".
Разобраться, конечно, можно, но учитывая что это произведение расписано мелкими буквами на целый лист, вряд ли кто из рядовых избирателей сумел осилить изучение всех постулатов Душебаева до конца.
Лидер политической партии "Демократическое движение Кыргызстана" Жыпар Жакшеев. На сегодняшний день самый многодетный из всех кандидатов - у него шестеро детей.
Программа проста и доступна как таблица умножения на цифру два. Например, все налоговые реформы предполагается проводить по принципу "налоги понемногу, но платят все".
Самовыдвиженка Токтайым Уметалиева, физик Кыргызского государственного университета. Самая не загруженная словами программа. Чувствуется женская рука автора, корректора и редактора. В социальном пакете конкретно коснулась гарантий для стариков, детей и людей с ограниченными возможностями. Очень по-женски, правда накануне выборов, когда идет борьба за активного избирателя, такое выделение явно не самой электоральной части населения вряд ли принесло бы много очков кандидату.
Ну и, наконец, Курманбек Бакиев. Здесь уже сложившийся бренд. Программа расписана по пунктам, и те, кто ее прочитает, вряд ли останутся чем-то недовольны. Правда, по моим собственным наблюдениям и разговорам с кыргызскими гражданами, изучением политплатформ кандидатов мало кто занимался.
Теперь о выбывших из избирательной кампании.
Такой казус как снятие одного из кандидатов по причине того, что он вообще оказался гражданином Казахстана, оставим в стороне.
Интереснее ситуация с еще одной женщиной претенденткой Гайшой Ибрагимовой. Ей было отказано в регистрации якобы из-за недостаточного количества собранных подписей в поддержку своей кандидатуры. Сразу же Гайша Ибрагимова подала аппеляцию во все судебные инстанции, и выиграла дело - судом было доказано, что необходимое количество подписей было собранно, но их, проволокитив, не принял сам ЦИК. Однако время для Ибрагимовой было упущено, в результате чего седьмой претендент выбыл. Гайша Ибрагимова считает, что "…законодательство, доставшееся Кыргызстану в наследство от старой системы, несовершенно и не позволяет незамедлительно решать споры, возникающие в ходе предвыборной кампании…".
Так как в данном случае к ЦИКу можно было предъявить обвинения в необъективном отношении к претендентам и на этом основании начать кампанию о нелегитимности предстоящих выборов, то сама Гайша Ибрагимова, буквально накануне выборов, выступила с заявлением, что ни в коем случае не винит в случившемся представителей власти и выступает категорически против того, чтобы ее случай "был использован третьими лицами для признания предстоящих выборов недействительными".
О предвыборной кампании
В соответствии с законами КР и международными правовыми актами о выборах Президента, все официальные аккредитованные международные наблюдатели были не в праве сообщать о своих наблюдениях до полного проведения выборов. Поэтому накануне выборов своими оценками предвыборной кампании делились только неправительственные, независимые и нейтральные общественные организации.
В частности, со своим мониторингом предвыборного периода выступила коалиция "За демократию и гражданское общество".
В целом, президент коалиции Эдиль Байсалов отметил явные улучшения в процессе подготовки досрочных президентских выборов по сравнению с выборами 2000 года (99,98% за Акаева) и выборами парламента весной 2005 года (после которых, практически и началась революция тюльпанов). Как отметили наблюдатели коалиции, гораздо меньше стало использование административного ресурса, хотя искоренить подобные факты сразу и не возможно.
Одним из ярких примеров использования адмресурсов Э. Байсалов назвал июльский указ и.о. президента об увеличение пенсий. По сути - это явно популистский шаг, предпринятый одним из кандидатов - считает Э. Байсалов.
- В то же время, практически никто из конкурентов Бакиева или независимых СМИ Кыргызии на этот факт "нечистой игры" вообще не обратили внимание, - сказал президент Коалиции, - то ли это никого не касается, то ли действительно все посчитали его законным действием.
Тем не менее коалиция обратилась в администрацию президента с просьбой прокомментировать данный факт именно в разрезе использования одним из кандидатов административных ресурсов в ходе предвыборной кампании.
- Мы получили очень интересный ответ из администрации, - говорит Э. Байсалов, - они сослались на то, что решение об увеличении пенсий было подготовлено "давным-давно", в бюджете уже были предусмотрены средства, и указ был подписан чисто автоматически, в порядке текущей работы, даже без задних мыслей о том, что это может как-то продвинуть претендента Бакиева в глазах избирателей.
В общем, выяснилось, что самый популярный в последнее время указ в Кыргызии, повышение пенсий, был по сути подготовлен Акаевым и прежним правительством, а Бакиев имеет к нему отношение чисто "автоматическое".
Еще один негативный момент избирательной кампании - кадровый состав ЦИКа КР.
- Здесь остались те же люди, которые проводили акаевские выборы 2000 и парламентские 2005, когда была масса нарушений, - считает Э. Байсалов. Говорить о том, что эти люди в момент исправились и теперь будут работать исключительно в рамках закона, ориентируясь на демократию и прозрачность - значит, быть очень большим оптимистом. Доверие к составу ЦИК практически нет, и это один из негативных моментов всей выборочной кампании.
Однако главная головная боль кыргызских выборов 2005, по признанию практически всех государственных и правительственных органов, ЦИКа, наблюдателей и самих избирателей - это составление списков избирателей и паспортизация населения - как один из определяющих факторов в праве гражданина на голосование.
Напомним, что в 2003 году в КР правительство Танаева начало паспортную реформу, суть которой заключалась в замене прежних, еще советских паспортов, на новые - кыргызские. Мероприятие получилось столь дорогостоящим, (паспорта планировалось печатать за рубежом), что паспортизация по сути полностью провалилась.
По этой причине сейчас как минимум 150 тысяч совершеннолетних граждан КР элементарно не могут получить паспорта, а значит, прийти голосовать. Вдобавок, к избирателю предъявляется требование о прописке - процесс, который также очень не отработан в системе кыргызского МВД, да к тому же непопулярен у населения. В результате, по некоторым данным, самое малое 25 % (а по другим данным чуть ли не до 80 %) населения, имеющего право на голос, не должны были иметь допуск к выборам.
В то же время выборы считаются состоявшимися, если проголосует хотя бы на одного человека больше, нежели 50 % от списочного количества избирателей. Потому с одной стороны официальным органам выгодно как можно лучше "чистить" списки избирателей, выявляя и устраняя из их числа мигрировавших из страны, сменивших место жительства, или попросту умерших. Чтобы эти "мертвые души" не вносили минусов в статистику явки избирателей на участки. А с другой стороны получается, что волеизъявление народа определяется даже в лучшем случае не большей его часть, но лишь теми, кто успел оформить документы.
Госорганы учли этот факт и постарались как можно больше расширить список документов, по которым граждане допускались к выборам. Здесь были, естественно, паспорт, удостоверение офицера, военный билет, пенсионное и водительское удостоверение, а также справка из отдела внутренних дел. Последнее как раз и являлась той палочкой выручалочкой для граждан, которые не успевали задокументироваться, но очень хотели участвовать в выборах.
Но в то же время именно голосование по справке из милиции впоследствии вызвало массу вопросов со стороны наблюдательных органов.
На многих избирательных участках попросту отсутствовал образец установленной формы милицейской справки. И у наблюдателей нередко складывалось мнение, что к урнам приходят граждане, которые подобные справки попросту напечатали у себя дома на ксероксе…

(продолжение следует)