Однако Тамара Ильичева, президент Общественного фонда "Центр альтернативного образования "Достижения молодых" считает, что госчиновники как всегда начинают решение проблемы не оттуда и не с того. В Казахстане отсутствует предпрофильный, предварительный этап. Это значит, у школьников возникнет масса проблем, о которых нужно подумать заранее.
Преамбула
Единственная категория населения, которая инертно участвует в образовательных экспериментах - это сами дети, ради которых, якобы, и делаются все изменения. Дети молчат не потому, что их совсем не интересует своя собственная судьба, а потому, что взрослые не учат их отстаивать свою позицию, позитивно мыслить и быть социально значимыми людьми. А зря. Впереди страну ожидает переход на 12-летнее образование. Однако до сих пор непонятно, что будет представлять собой профессиональная ориентация детей.
В научных изданиях профессиональная ориентация понимается как "система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества" - все это предполагает серьезную работу по разработке программ по профориентологии. Предполагается, что ребята самостоятельно выберут свою будущую квалификацию.
Однако проблема состоит в том, что подростки не в состоянии сами сделать выбор, им нужна квалифицированная помощь психологов, преподавателей, родителей. Вот такая преамбула.
Очаги профкультуры
Тамара Ильичева говорит: "В новой концепции по 12-летнему образованию профориентационной работе отведено два года, но опыт таких стран как Япония, Корея, Франция, Германия показывает, что этой работой там начинают заниматься с детского сада. Именно в этом возрасте дети накапливают знания о различных профессиях и их значимости. В начальной школе ребята включаются в предметно-практическую познавательную деятельность и здесь закладываются навыки к определенному виду труда. В этом возрасте уже можно корректировать ребенка с учетом медицинских показаний и способностей. Переход на эксперимент по профильному обучению в нашей стране будет проходить без предварительного предпрофильного этапа, что создаст некоторые трудности для ребят".
Между тем в южной столице уже есть первые "очаги" настоящей профильной ориентации. Самое интересное, что подумали о будущем детей частные инвесторы. Они пришли в один из детских домов Алматы и предложили всерьез заняться профориентацией подростков.
Проект называется "Ранняя профессиональная ориентация детей из детских домов и интернатов". Он был запущен в январе 2005 года, в нем приняли участие 22 подростка. В 2006 году количество детей увеличилось до 110 человек - это воспитанники детского дома №2 и школы-интерната № 8.
Партнером и оператором проекта является Общественный фонд "Центр альтернативного образования "Достижения молодых", проект проводится при поддержке Министерства образования и науки РК, департамента образования города Алматы на базе ПТШ №10 и Алматинского колледжа экономики и технологий (бывшая ПТШ №18).
Будем знакомы, я - будущая профессия
Что представляет собой контингент "государственных" детей, не надо рассказывать. Низкая социализация: отсутствие бытовых навыков, нет накопления информации о существующих профессиях и нет информации о профессиональных учебных заведениях города. Все это затрудняет профессиональную адаптацию молодежи. Правда, как показали исследования, "домашние" дети стоят перед теми же самыми проблемами, и даже уровень социализации у них не намного выше. К тому же у профориентации есть еще один "общий" бич: практика показывает, что ребята, получившие среднее специальное образование, зачастую не идут работать по своей специальности, объясняя это тем, что при поступлении им навязали свое мнение взрослые, вот они выбрали профессию "неправильно". Учитывая все эти минусы, организаторы проекта решили учесть их в своей работе. Подросткам из детских домов предложили познакомиться с наиболее востребованными профессиями в южной столице и сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной.
Были сформированы 9 групп по следующим специальностям: повар, кондитер, парикмахер, мастер сантехнического оборудования, мастер по деревообработке и мебели, мастер-отделочник, автомеханик, официант-бармен и информатик. Два раза в неделю ребята посещают практические занятия в ПТШ, занятия проводятся в мастерской и теория дается параллельно с практическими навыками. Весь проект разделен на две равные части и ребята имеют возможность в течение года поработать в четырех различных мастерских. Количество практических занятий по каждой из специальности - 30 часов.
Нужен опыт "дозревания"
Второе направление работы включает в себя занятия по социализации. Составляя программу с психологами, были учтены возрастные и социальные особенности детей.
Занятия психологов по социализации проходят небольшими группами и носит характер тренингов. Ребята обсуждают свои цели, или пути достижения поставленной цели, развивают коммуникативные навыки, работают над своим умением самопрезентоваться (при приеме на работу многие "подрываются" на этой "мине").
Определенная часть тренингов будет посвящена карьере: "Маркетинг личности. Планирование карьеры. Бюджет семьи. Карманные деньги. Реальная стоимость вещей. Альтернатива выбора". Каждый подросток посетит 14 занятий. Организаторы проекта рассудили верно: сделать профессиональный выбор на всю жизнь, да еще и не ошибиться, может только зрелый, уверенный в себе человек. Где вы видели таких подростков? Таких в природе не существует. Между тем "профиориентироваться" все равно приходиться, вот взрослые и решили помочь детям не только на бумаге. Сегодня можно сказать, что интернатовским ребятам просто повезло. Их взялись готовить к жизни "по полной программе". Как будут выбирать будущую профессию все остальные школьники страны, никому не известно. Вернее, учителя профильных гимназий, приблизительно представляют себе эту процедуру так: после десятого класса (мы говорим уже о двенадцатилетке), каждый сможет выбрать для себя профильную школу с учетом направленности будущей профессии, и закончить свое образование уже непосредственно в профильном классе. После чего выбрать вуз, колледж или место работы, по мнению взрослых, не составит никакого труда. На самом деле все будет гораздо труднее и страшнее. Конфликты начнутся на уровне выборов и вечный вопрос - куда пойти учиться снова станет головной болью для молодых людей. "Зато многие из ребят, ставшие участники профориентационного проекта, уже после первого этапа занятий определились с выбором профессии. В этом году большая часть из них будет поступать в колледжи и ПТШ. Предварительное, но глубокое знакомство с этими учреждениями, упростило задачу их выбора", - говорит Тамара Ильичева и добавляет, - ребятам, которые участвуют в проекте, судьба сделала хороший подарок, а как быть с остальными детьми, у которых не было возможности получить элементарные навыки самоопределения?
Круг снова замкнется, и каждый последующий год мы будем получать специалистов, неудовлетворенных своим выбором. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не поймем, что проблема профориентации - это глобальный вопрос которым надо серьезно заниматься".
Работодатели говорят, что сегодня им нужны не рабочие, а профессионалы. Во всем мире профессионалы чувствуют себя на высоте, они знают себе цену и не комплексуют по поводу высшего образования.
Стать полноправным представителем среднего класса - это достойная жизнь и финансовая независимость. Правильно сориентировав подростков, мы позволим им начать самостоятельную жизнь, которая предоставит им независимость, к которой стремится любой молодой человек.