В свете последних событий, а именно: после нападения на водителя машины скорой помощи, женщина-врач решилась рассказать корреспонденту Caravan.kz о том, какие опасности таит профессия врача станции «103».
Майра Куанышева (имя изменено по просьбе героини. По понятным причинам редакция медиа-портала Caravan.kz не раскрывает ни имен, ни названий медицинских учреждений, ни номер бригады и ни прочую информацию, относящуюся к ее профессиональной деятельности).
- Были ли в вашей практике случаи нападения пациентов?
- Агрессивные люди встречались не раз, но от нападений Бог миловал. Мне просто везло.
По происшедшему недавно случаю нападения на моего коллегу - водителя «скорой» могу сказать: просто нужно помнить о технике безопасности и на всякий случай блокировать двери в салоне автомобиля.
Понятное дело, что мужчина растерялся, он просто не ожидал такой наглости. Подобного не было никогда. Да, на врачей нападения случаются, но чтобы на водителя…
Можно сказать, что с начала двухтысячных годов люди сильно изменились, стали очень агрессивными. Вызывают нас и вообще забывают, зачем вызывали! Выплескивают на нас, медиков, свои обиды на жизнь, могут начать скандалить.
Видимо, думают, что они на своей территории и могут творить что захочется, бывает, выгоняют одну бригаду, потом вызывают следующую.
Знаете, что меня возмущает в людях? Когда люди для своего близкого вызывают службу «103», бывает, у них дома находится психически нездоровый член семьи, и мы, врачи, становимся жертвами таких «ненормальных». Почему при вызове врача никто не предупреждает его об этом? Почему нас не изолируют от таких, я бы сказала, опасных, индивидов?
Один раз был такой случай, - продолжает свой рассказ Майра. - Мы приехали на ножевое ранение. Сидит парень в алкогольном опьянении, может, еще в наркотическом.
Не исключено, что он что-то нюхал или курил, потому что зрачки суженные. На нем множество ножевых ранений, и все в области верхних и нижних конечностей. Мы с фельдшером начинаем обрабатывать раны. И вдруг, откуда ни возьмись, с ножом выскакивает молодой мужчина, подходит ко мне и, размахивая ножом над моей головой, говорит: «Да не бойся, он не помрет! Я ему по касательной резал!». Спрашиваю: «Вы братья? Вы что, поругались? Дело ваше семейное, - продолжаю я, - сейчас приедут сотрудники полиции, ты лучше беги, потом разберетесь!».
Я это говорю специально, чтобы он ушел из квартиры, чтобы нам не мешал довести работу до конца. Мне страшно, но я держусь.
А он от меня не отходит и все демонстрирует на мне, размахивая при этом ножом, а с ножа кровь брызжет на мой белый халат.
Представляете себе такую картину?
А он никак не реагирует и продолжает размахивать окровавленным ножом.
Пока я пыталась ему хоть что-то объяснить, из соседней комнаты вдруг раздался женский голос: «Женщина! Женщина! Ему ничего не будет. Он восемь лет состоит в психдиспансере на учете с шизофренией, никто его не заберет!».
Оказалось, что кричала мама этих парней, которая лежала парализованная. Она, к слову, и вызвала "скорую помощь" сыну.
А этот все не унимается, ржет и машет ножом, ему главное - нож воткнуть мне или фельдшеру.
И вот тут я вспомнила инструктаж по технике безопасности, ведь нам говорили: "Если вы столкнетесь когда-либо с психически неуравновешенными людьми, никогда не поворачивайтесь к ним спиной, потому что они могут и нож воткнуть, и удавку накинуть, и обязательно смотрите им в глаза".
Я испытала такой страх, пока смотрела этому «шизику» в глаза.
Быстро переглянувшись с фельдшером, мы поняли: нам надо бежать! Потому как надеяться больше не на кого.
Дождались полицейских, при них оказали помощь пострадавшему, и его увезли в больницу.
Но опасных ножевых проникновений ни в грудную клетку, ни в брюшную полость не было, просто этот «шизик» прыгал с ножом вокруг парня и резал его, куда попадет: то в плечо, то в голень.
Меня больше всего волнует вот что: когда мать вызывала "скорую помощь", неужели нельзя было предупредить, что дома небезопасно? То есть она подумала о своем сыночке, а о нас кто подумает?
А этот сыночек, которого порезал брат, весь в перстнях, в наколках с куполами. Одним словом, два "подарка".
Я обращаюсь к людям, вызывающим "скорую помощь", у которых дома есть психические больные, неуравновешенные родственники, у которых уже случались агрессивные эпизоды: пусть они думают и о медиках тоже, и постараются обезопасить нас, пусть встречают нас на улице, и мы сделаем все в лучшем виде!
Мне везет, что я никогда не выезжаю на вызовы одна, а всегда с фельдшером. Но очень часто люди вынуждены ездить одни, например, детские врачи. И если днем, это еще ничего, а по ночам, конечно, очень бывает опасно.
Еще был случай...
Приезжаем на вызов в район Горного Гиганта (в Алматы), а там мужчина носится по двору с топором. Почему люди вызывают «103»?! Если этот человек уже состоит на учете в психдиспансере не один год или лечился там, почему сразу не вызывают психбригаду? Причем тут «скорая»?
А знаете, что они сказали оператору (диспетчеру) по телефону? «Болит голова!»
Мы приезжаем, а нас еще торопят: «Быстрее, быстрее!». А там мужик бегает за своими домочадцами с топором по частному сектору.
Естественно, я не вышла и заблокировала машину. А люди мне: «А что вы сидите, вы же врачи!». Представляете?
Я говорю им, что мы не психбригада, а они мне тут же: «Вы же клятву Гиппократа давали!».
Что я сделаю против топора?! Естественно, мы позвонили в полицию и вызвали психбригаду.
А ведь нас вызвали по мотиву «головная боль».
- Разве «скорая» приедет, если с головной болью?
- На все случаи приезжают. Даже если комариный укус, бывает, вызывают «скорую». То же самое и с клопами.
- Вам нравится ваша работа, несмотря ни на что?
- Нравится, потому что мы видим результат. Когда мы приезжаем на вызов к человеку, которому было плохо, после всех манипуляций он благодарит, улыбается, и его жизнь снова начинает налаживаться, хотя прошло минут 35.
И знаете, очень приятно, когда благодарные пациенты передают приветы.
Или ты входишь в квартиру, а тебе бабушка руки целует со словами: «Я молилась, чтобы именно вы пришли, потому что знаю: если придете вы, то вы меня спасете!».
Кроме этих благодарностей и приятных слов, все-таки с годами понимаешь, что материальный фактор тоже немаловажен. У нас низкая зарплата, никуда от этого не денешься. А хотелось бы, чтобы зарплаты хватало не только на то, чтобы скромно питаться и покрыть коммунальные услуги и дорожные расходы. Мы же тоже живые люди, и мы тоже болеем, и тоже хотим иметь возможность красиво одеваться и так далее. А на нашу зарплату красиво и «кучеряво» не проживешь! Это я поняла с годами, а молодежь это уже сейчас понимает.