К сожалению, два мощных общественных объединения не могут похвастать повышенным интересом государства к своей работе. Участников Великой Отечественной войны в Казахстане ищут школьники, а людей, пропавших в наше время - бывший журналист.
Солдатский медальон
Движение "Поиск", вписавшее в книгу памяти тысячи имен солдат, без вести пропавших во время войны, хорошо известно в России. В Казахстане поисковых групп - единицы: в Жезказгане, Астане, Актобе и Петропавловске.
Когда Михаил Постаногов собирает новый отряд ребят-поисковиков, обязательно цитирует полководца Суворова: "Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат". Объясняет, поисковая вахта - это не романтика. Находить безымянные могилы, вести раскопки погибших во время войны, стоя по колено в болоте под проливным дождем, перезахоранивать трупы... тяжело, очень тяжело. Он занимается этим десять лет. Его группу "Жезказган-поиск" хорошо знают поисковики Ленинградской области. Одно обидно, доброе дело поддерживается только энтузиастами, у которых к войне, жизни и смерти - особое отношение. В России по линии "Поиска" принята правительственная программа, выделяется финансирование. Многочисленные отряды круглый год разыскивают пропавших без вести. В Казахстане таких программ нет. Михаил возит жезказганских ребят за счет средств департамента молодежной политики при акимате города Жезказгана.
Он - руководитель жезказганского клуба авторской песни, 15 раз участвовал в вахтах операции "Поиск". Четыре раза возил по местам боевой славы школьников. Говорит, под Ленинградом лежит много казахстанцев, пропавших без вести.
Прежде чем взять в руки саперную лопатку и начать раскопки очередной воронки, очередной судьбы неизвестного солдата, он изучает документы, штудирует архивные данные, листает полковые книги, встречается с ветеранами, делает запросы в военкоматы. Говорит, война сильно наследила. Люди до сих пор ищут погибших родственников. Но одно дело получать информацию о войне из пыльных контор, и совсем другое - приехать на место сражений, пройти путь от леса до деревушки, и осознать, что на каждый квадратный метр этого пути приходится 17 000 погибших солдат, огромное количество ржавых снарядов и мин. В группе поисковиков обязательно есть саперы. Леса и овраги до сих пор начинены минами-лягушками.
Как попал в поисковики сам Постаногов?
"Поиск" зародился в России, в конце 80-х. Тогда об этом много и тревожно писала российская пресса. Страна была охвачена патриотической волной. Ветераны войны были в центре внимания: они возвращались на места боевых сражений и своими силами разыскивали павших товарищей. Исполняли свой долг перед теми, кто остался вечно молодым: хоронили их у вечного огня, разыскивали родных и близких.
Михаил прочел об этом в "Комсомолке", с полуслова понял, о чем идет речь и как много это может значить для современной ребятни, написал письмо в газету, получил приглашение принять участие в одной из таких операций. С тех пор "Поиск" увлек его.
"Самой большой наградой для поисковика считается медальон. Если ты его нашел, значит, сможешь установить личность погибшего, - рассказывает Михаил и объясняет - это пластиковый контейнер, в котором хранилась бумага с данными о солдате: имя, фамилия, год рождения, место жительства. Я за все время нашел два медальона, сам разыскал родственников погибших. Один парень был из Перми, другой из Павлодара. Помню, когда привез добрую весть родственникам погибшего рядового Семенова, согласно документам на момент войны проживающего в селе Башмачное Павлодарской области, племянница бойца уже была бабушкой двух взрослых внуков. Одного из них - Виктора пригласили в Новосибирск и в торжественной обстановке вручили медальон его родственника, погибшего во время войны за родину.
Силами поисковиков в Ленинградской области было обнаружено более 5000 останков солдат и перезахоронено со всеми воинскими почестями.
В каждой избушке - бедушка
В Костанае на общественных началах существует служба поиска людей. Вот уже два года казахстанский "Поиск" является региональным партнером московской передачи "Жди меня".
В его базе данных - две тысячи заявок, 900 из них отправлены в архив, как завершенные.
Миграция, целина, выселение, выезд на пмж, эвакуация в годы войны. В каждой семье, обратившейся за помощью в общественную организацию, - есть кого искать. Поэтому слоганом "Поиска" стали слова: вы уверены, что вас никто не ищет?
Возглавляет группу "Поиск" - Татьяна Логвиненко. В прошлом - тележурналист регионального телевидения. Сейчас кажется, что начать такое дело было легко и просто. Она не бравирует, говорит - отнюдь нет. И страшно было, и колени тряслись. Но что-то вело и подсказывало - получится. Вспоминая историю самого первого поиска, говорит, что к ним на телевидение попало письмо московских журналистов, которые просили помочь в розыске человека, пропавшего на территории Казахстана. Она откликнулась. Горячее участие в чужой судьбе закончилось твердым намерением ехать в Москву, знакомиться с главным редактором передачи "Жди меня". Что она и сделала. Коллеги крутили у виска, мол, куда, зачем и кому это нужно? Но она уже знала, что это нужно тысячам, потерявшим надежду, живущим с непреходящей болью. Ее предупреждали, мол, для раскрутки большого дела нужны деньги и крыша. Конечно, нужны. Но в данном случае классическая схема дала сбой: помощь людям на общественных началах не вписывались в каноны бизнеса. Татьяна Борисовна и ее единомышленники, которых на сегодня всего семь человек, организовали службу помощи, которая помогает людям бесплатно. Звонки, письма, архивы, встречи в кабинетах высоких начальников, запросы, переговоры… - их будни. Праздники - обязательно со слезами на глазах.
Сегодня их знают в России, на Украине, с ними дружат все посольства, ведомства и местные власти. "Поиск" в Костанае - стал первым в Казахстане, кто заявил о своей непростой миссии. Поисковики разыскивают людей, меняют судьбы, переписывают прошлое. Два года назад Татьяна Логвиненко зарегистрировала авторские права на этот вид деятельности. Сегодня механизм поиска отлажен: установлены тесные связи с силовыми структурами. Ведется сотрудничество с подобными организациями на Украине и в России. Несколько громких казахстанских историй прошли по российскому каналу. "Поиск" активно работает с российскими газетами, у объединения есть своя телестудия, но снимать программы своими силами тяжело и затратно. Сейчас костанайцы ищут партнеров в других городах, хотят выйти на всю республику, чтобы работать было легче.
"Нужна поддержка!", - говорит Татьяна. У "Поиска" нет собственных средств. Это - НПО. Другой раз надо бы срочно позвонить людям в другие города, но поисковики вынуждены писать письма, теряя драгоценное время. На переговоры - лимит. Хорошо бы в каждом городе иметь свой филиал поисковой службы, чтобы сократить затраты и не откладывать трудные дела в долгий ящик. Зачастую у поисковиков просто нет возможности приехать в другой город и лично покопаться в архивах.
Однако лидер группы "поиск" Тятьяна Логвиненко считает, что у их объединения, несмотря на все трудности, все равно есть будущее. Признается, не было случая, чтобы не нашлись спонсоры для такого благого дела. В этом году костанайцы надеются попасть в госзаказ и работать на благо других не с протянутой рукой.
Фото с сайта www.iskatel.narod.ru