Разгул нелегальных онлайн-казино
В ходе мероприятия прозвучали некоторые шокирующие цифры. Так, по оценкам Саморегулируемой организации букмекеров РК, в Казахстане через Сеть безнаказанно предоставляют услуги всем подряд и собирают миллиарды долларов тысячи подпольных онлайн-казино, БК, «рулеток» и прочих структур. Совокупный объём нелегальной игорной индустрии, по данным, СРО достигает более 1 трлн. тенге в год.
Как отметил президент Саморегулируемой организации букмекеров Рауан Кенжалин, ключевой проблемой для государства в рамках борьбы с нелегальным игорным бизнесом стали офшорные операторы – иностранные компании, не имеющие лицензий РК и незаконно работающие через Сеть. Их деятельность никак не регулируется национальным законодательством, что ведёт не только к массовому вовлечению в азартные операции подростков и молодёжи и способствует росту лудомании, но и приводит к неограниченным и никем не контролируемым финансовым операциям и ежемесячному выводу сотен миллиардов тенге за рубеж. Отличия нелегального игорного бизнеса – это агрессивная реклама в Сети, а также полное отсутствие возрастных ограничений.
«По оценкам, объем нелегальной индустрии достигает более 1 трлн тенге в год, что говорит о масштабности данной проблемы. Ни одной стране в мире пока не удалось решить её. Но успешные практики регулирования показывают, что эффективным является комплексный подход. Активными методами борьбы сегодня являются блокировка незаконных интернет-ресурсов и денежных транзакций. А пассивными – легализация и либерализация законодательства», – указал спикер.
Представители Саморегулируемой организации букмекеров предложили ряд мер, которые позволят сделать эту работу более эффективной. В частности – ввести систему «белого листа» вместо «чёрного».
– Поправки в законопроекте о работе игорного бизнеса малоэффективны в части зарубежных операторов. В частности – действующая система «чёрного листа», которая предусматривает блокировку после выявления незаконных организаторов, имеет ряд недостатков. Один из них – «реактивный» характер, то есть система действует постфактум. Второй момент – волокита по судебному признанию незаконных организаций, что занимает значительное время. Вместо этого мы предлагаем ввести систему «белого листа», что будет способствовать активному контролю. Нужно включать в него только лицензированные организации. Всех, кого нет в списке, автоматически считать незаконными и блокировать. Это улучшит ситуацию для платёжных организаций, облегчая им проверку операций. Это не потребует со стороны государства никаких затрат, поскольку уже существует единый реестр субъектов игорного бизнеса, которые имеют лицензии, – указал Рауан Кенжалин.
– Мы также предлагаем усилить борьбу с манипулированием платежами для сокрытия их истинного назначения. Существующие системы борьбы с отмыванием денег не полностью исключают риски использования поддельных кодов, так называемых MCC (код категории продавца). Например, средства, полученные от незаконной деятельности через интернет-казино, могут поступать на банковские счета под другими кодами, или, простыми словами, иными назначениями платежа, – объяснил глава ассоциации.
Например, было выявлено, что значительная часть денег, вносимых пользователями за услуги незаконных онлайн-казино, выводится на счета различных иностранных организаций под видом оплаты услуг такси, доставки еды, клининговых услуг и тому подобного. Необходимо законодательно обязать казахстанские банки и платёжные организации внедрять эффективные меры по борьбе с подобными поддельными платежами, а также установить административную и уголовную ответственность за нарушение этих требований, чтобы обеспечить их неукоснительное исполнение», - отметил Кенжалин. - «Мы убеждены, что введение системы «белого списка» для регулирования платежей, связанных с азартными играми и пари, в сочетании с законодательным установлением обязанности по противодействию манипулированию платежами с применением поддельных МСС-кодов услуг, будет одной из наиболее эффективных мер в борьбе с нелегальным игорным бизнесом», – подчеркнул он.
Манипуляции с возрастным цензом
Также эксперт обосновал необходимость установить возрастной ценз для участия в азартных играх с 21 года, а не с 25, как предлагают некоторые инициаторы поправок. Глава СРО напомнил, что на сегодня ценз в 21 год установлен для приобретения табака и алкоголя, а также для участия в лотереях, что вполне укладывается в мировую практику. «Разумным представляется применение аналогичных ограничений для азартных игр и пари, обеспечивая единый подход к возрастной политике. По данным статистики, в Казахстане людей от 20 до 25 лет – более 1,1 млн человек. Ограничение для них доступа к легальному игорному бизнесу может привести к увеличению активности на нелегальных онлайн-платформах, уменьшая тем самым защищённость молодёжи со стороны государства. Поэтому мы призываем к пересмотру данной инициативы и сохранению возрастного ценза на уровне 21 года», – отметил спикер.
Также Рауан Кенжалин остановился на такой новой норме законопроекта как запрет на участие в азартных играх лицам из реестра должников. «Мы считаем, что необходимо тщательно оценить предложенную поправку. Следует отметить, что этот реестр включает лиц с различными видами задолженности, в том числе и перед третьими лицами. Согласно Конституции, ограничения прав и свобод должны быть соразмерны целям и интересам, ради которых они вводятся», – отметил глава ассоциации.
Кроме того, как отметил эксперт, с реализацией этой поправки также будут проблемы, поскольку реестр должников обновляется в реальном времени судебными исполнителями и меняется постоянно. «Это потребует от субъектов игорного бизнеса значительных усилий и времени для ручной проверки данных. В итоге увеличивается вероятность ошибочных отказов и незаконных включений в список ограничений, – сказал Рауан Кенжалин.
Внедрение ЦУС – возврат к "системе агашек"
"Другие предложения в законопроект, вызвавшие резкое неприятие бизнеса – это лоббирование так называемого Центра учёта ставок, то есть частной компании-посредника между государством и игорным бизнесом. Было отмечено, что подобно печально памятному «оператору РОП», данная компания-прокладка снимала бы процент с финансовых потоков, при этом просто дублируя функции госорганов и не принося никакой пользы. Частный ЦУС будет дублировать функции, которые уже находятся в ведении государственных органов – таких как Агентство финансового мониторинга (АФМ РК), Налоговый комитет Минфина РК, Министерство туризма и спорта РК", - отметил Рауан Кенжалин. Ключевые участники концепции ответственной игры – это государственные контролирующие органы, сами субъекты игорного бизнеса (легальные казино, букмекеры, лотереи и т. д.) и сами игроки. "Ввод ещё одной стороны в лице частной компании-посредника (ЦУС) здесь является лишним и неоправданным", - заявил глава СРО.
Кенжалин также указал на нецелесообразность функции ЦУС по удержанию комиссий со ставок в целях поддержки спорта. Было бы странным вводить в «новом Казахстане» такой по сути своей незаконный дополнительный «налог», из которого шли бы средства на содержание частной компании-посредника – тогда как букмекеры и без этого платят все предусмотренные законодательством налоги государству (порядка 110 млрд. тенге только за 2023 год), а также напрямую спонсируют спортивные и общественные инициативы, отметил спикер.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов также выразил обеспокоенность в связи с идеей создания некоей посреднической частной фирмы, снимающей комиссии с каждой ставки в игорной сфере. Представитель «Атамекена» напомнил о негативном опыте Казахстана с созданием аналогичных «единых операторов» в разных сферах на примере приснопамятной компании «Оператор РОП». Жаркенов поддержал позицию против введения любых «единых операторов» на рынке, подчеркнув, что такая практика «мешает развитию здоровой конкуренции и может негативно сказаться на бизнес-среде».